ПРИТЧИ


 

ВЫЗЫВАТЕЛЬ ДОЖДЯ

… — Значит, так, — мальчик поёрзал в кресле, усаживаясь поудобнее. — У моего отца есть другая семья. Там моя сестрёнка, ей года четыре, как я понимаю. Мама делает вид, что об этом как бы не знает. Но та женщина всё ждёт, что отец уйдёт к ней, потому что он, по всей видимости, обещал. И иногда ставит вопрос ребром. Тогда он срывается из дома и едет её уговаривать. Иногда даже ночью. У нас в семье это называется «ЧП на объекте». Но вообще-то он не уйдёт, я так думаю, просто будет ей и дальше голову морочить. У моего младшего брата ДЦП, они как-то с мамой к вам приходили, но вы, наверное, не помните. С головой у брата всё в порядке, он во втором классе учится и в компьютерах уже здорово шарит. А вот с ногами-руками — не очень. А мама всё думает, что где-то есть такое лекарство или ещё что, чтобы его совсем вылечить. Она его на лошадях возит, потому что это среди дэцэпэшников считается самый писк, и копит деньги, чтобы поехать в Крым к дельфинам. А Лёнька лошадей боится и падает с них. А про дельфинов он мне сразу сказал: вот там мне и конец придёт — сразу утону. И ещё они к колдунье ездили в Псковскую область, она с Лёньки порчу снимала. А у бабушки рак, и она всё время от него лечится — иногда в больнице, а иногда народными средствами…
— А ты? — спросила я.
— А я чешусь всё время, и в школе двойки, — с готовностью сообщил мальчишка. (Нейродермит между пальцами и на шее я разглядела ещё прежде). — Что вы мне посоветуете? Как мне всё исправить? И вообще, это возможно?
— Не знаю, — честно призналась я. — Наверное, нельзя. Как нельзя до конца вылечить ДЦП у твоего брата.
— И чегo, я тогда пошёл? — он привстал в кресле.
— Ага, только я тебе сначала расскажу историю про вызывателя дождя.
— Хорошо. Я люблю истории, — он поскрёб шею ногтями и приготовился слушать.

„Случилась она давно, ещё когда был СССР. Один мой знакомый китаист был с коллегами в Китае в командировке; изучали местные обычаи. И вот однажды им звонит китайский коллега: «В одной провинции уже четыре месяца не было дождя. Гибнет урожай, людям грозит голод. Три деревни собрали последние деньги и решили привезти из другой провинции вызывателя дождя. Вам, наверное, будет интересно посмотреть на него. Только учтите: я вам ничего не говорил, потому что коммунистическая партия Китая колдовство решительно не одобряет».
Учёные, конечно, воодушевились, срочно придумали какой-то этнографический повод и отправились по указанному адресу. Приехали в деревню, и в тот же день туда привезли вызывателя дождя: маленького сухонького старичка-китайца. Он запросил себе хижину на отшибе деревни и чашку риса в день. А с нашими учёными разговаривать наотрез отказался. Старшина деревни сказал: сейчас заклинателю нужно сосредоточиться, подождите, пока он выполнит свою работу. Можете пока пожить у меня дома. На третий день пошёл дождь. Старичок взял свои (огромные, по местным меркам) деньги и засобирался в обратный (весьма неблизкий) путь. Старшина опять передал ему просьбу учёных. На этот раз заклинатель согласился уделить им немного времени.

— Расскажите, как вы вызвали дождь, — сразу, чтобы не терять времени даром, спросил старичка мой знакомый. — Наверное, существует какой-то специальный обряд? Он передаётся по наследству?
— Вы с ума сошли?! — изумился старичок. — Я вызвал дождь? Я что, маг? Неужели вы могли подумать, что я, в своём ничтожестве, могу управлять могучими стихиями?!
— Но что же тогда вы сделали? — обескуражено спросили китаисты. — Ведь дождь-то идёт…
— Никто не может изменить никого, — назидательно подняв палец, сказал старичок. — Но каждый может управлять собой. Я, скажу без ложной скромности, достиг некоторых вершин в этом искусстве. И вот я приехал сюда, в правильном, гармоничном состоянии, и увидел, что здесь всё неправильно. Нарушен порядок вещей, гибнет урожай, люди в отчаянии. Я не могу этого изменить. Единственное, что я могу, — это изменить себя, то есть стать неправильным, присоединиться к тому, что здесь происходит. Именно это я и сделал.
— Ну, а потом? Откуда дождь-то?
— Потом я, естественно, работал с собой, возвращая себя обратно в правильное состояние. Но поскольку я был уже един со всем прочим здесь, то и оно вместе со мной, постепенно, с некоторой инерцией, но вернулось на правильный путь. А правильным для этой земли сейчас является её орошение. Вот поэтому и пошёл дождь. А вовсе не потому, что я его «вызвал»…
— Но если всё так просто, почему же вы взяли за это такие большие деньги? — спросил один из учёных. — Крестьянам пришлось буквально продать последнюю рубашку, чтобы заплатить вам…
— Потому что я уже старый и немощный человек, а когда я присоединяюсь к дисгармонии, мне становится так же плохо, как и всему вокруг. Добровольно перейти из правильного состояния в неправильное стоит очень дорого, — вызыватель дождя знаком показал, что аудиенция окончена. В тот же день он уехал обратно в свою деревню, а учёные отправились в Пекин.”

Мальчишка долго молчал. Потом спросил:
— Но вы ведь не просто так мне это рассказали? Вы думаете, что я…
— Именно. Причём тебе даже не надо, как старому китайцу, присоединяться и загонять себя в общую дисгармонию. Ты со своими двойками и почесушками уже там. При этом это всё не твоё лично, так как ты умён: так рассказать о семье в твоём возрасте может далеко не каждый, и, судя по медицинской карточке, которую ты мне принёс, в общем совершенно здоров.
— И как же мне самому вернуться в «правильное состояние»?
— Упорно и даже фанатично делать всё то, что ты сам внутри себя считаешь правильным, но до сих пор не делал.
Мальчик подумал ещё.
— То есть учить до посинения уроки, — нерешительно начал он. — По утрам — гимнастику себе и Лёньке, потом обливаться холодной водой и Лёньку обливать, не есть чипсы, держать ту диету, которую дерматолог советовал, после школы с Лёнькой в парке на велосипеде (он на велике ездит лучше, чем ходит), не считать всех в классе придурками и найти в них достоинства, как мама советует… И вы думаете, это поможет?
— Есть такая простая вещь, как эксперимент, — пожала плечами я. — Попробуй на практике, и всё станет ясно. Не догонишь, так согреешься…
— А сколько надо пробовать?
— Ну, если считать, что китаец тренировался лет 50?60, и у него ушло три дня, а ты только начинаешь… Думаю, для начала надо взять три месяца, а потом оценить промежуточные результаты и либо уже забить на все это, либо продолжить… Стало быть, получается, что ты придёшь ко мне с отчётом сразу после лета, в начале сентября. Хорошо?
— Ага, — сказал он и ушёл.
Я о нём помнила и искренне переживала за его успех. В таком возрасте что-то последовательно делать несколько месяцев подряд без всякого контроля со стороны очень трудно. Сможет ли он? Он записался на второе сентября.
— Лёнька! — сказал он мне с порога. — Мама думает, что это лошади помогли и лекарство из Германии. Но мы-то с ним знаем… Я ему про китайца рассказал. Он понял, он у нас умный.
— Отлично! — воскликнула я, подумав, что закалка, тренировки на велосипеде и внимание старшего брата просто обязаны были заметно улучшить состояние маленького брата. — А ещё?
— А ещё бабушка: врач сказал, что неё хорошая ремиссия, и он её как минимум на год отпускает.
— А ты?
— Я год всего с двумя тройками закончил, а папа недавно сказал, что он и не заметил, как я вырос, и, может быть, ему есть чему у меня поучиться. Например, на диете сидеть (руки были чистыми, это я заметила прямо с порога, но летом ведь всегда улучшение)… Так что же, получается, эта китайская штука и вправду работает?!
— Конечно, работает, — твёрдо сказала я. — Разве ты сам не доказал это?

 

НИЩИЙ И ПРАВДА

Постучался как-то в дом к одному старику нищий странник. Старик принял его с любовью, пригласил остаться на ночь.
— Кто ты, бедный человек?
Нищий ответил:
— Я — человек, говорящий правду, поэтому, куда бы я ни пришёл, меня прогоняют.
Хозяин удивился, угостил гостя ужином. Поев, они пошли спать. Утром встали, начали одеваться. Нищий увидел, что старик — одноглазый, и сказал ему в лицо: ты, мол, кривой.
И тут рассердился старик, выгнал его из дому, сказав:
— Ты не находишь себе места и стал всем ненавистен, ибо не правду говоришь людям, а попрекаешь людей их недостатками.
Сказанная без любви, правда выглядит как оскорбление.

 

ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ

      Каждые 12 лет в определённом месте на реке Ганг совершается обряд очищения от грехов. Один горячий поклонник Рамакришны, собираясь совершить священное омовение, зашёл коснуться ног Учителя и получить благословение. Узнав, что тот собирается совершить обряд, Рамакришна сказал:
— Ну что ж, прекрасно. Погрузитесь разок и за меня, ведь я не пойду. Впрочем, я не совершал никаких грехов, да и вода холодная. Ещё я боюсь: ведь так много людей сбрасывают свои грехи в Ганг, входить в воду опасно — ко мне могут прилипнуть чьи-нибудь грехи. Так что можете нырнуть разок и за меня.
Человек спросил:
— Вы что, шутите?
— По правде говоря… но я вам не запрещаю. Вы видели огромные деревья, которые стоят на берегу Ганга? — спросил Рамакришна.
— Да, — ответил тот. — Двенадцать лет назад я совершал омовение и видел эти действительно гигантские деревья.
— А знаете ли вы, для чего они там растут?
— Неужели я похож на человека, который знает, зачем они там растут? У вас какое-то странное настроение сегодня!
Рамакришна сказал:
— Я открою вам назначение этих деревьев. Вы совершаете омовение, но грехи боятся не Ганга, они боятся холодной воды. Когда вы погружаетесь, они выскакивают, садятся на деревья и поджидают вас. И когда вы выходите, они прыгают на вас. И помните, иногда бывает, что какие-нибудь чужие грехи тоже прыгают на вас. Они видят, что вы такой чистый, хороший парень… просто для разнообразия! Они достаточно мучили кого-то. Теперь хотят помучить вас. Так что будьте осторожны, проходя под этими деревьями.
— Как я могу быть осторожным? — закричал он. — Я ведь не могу видеть никаких грехов!
Рамакришна сказал:
— Дело ваше, но мне представляется это опасным. Подумайте, спешить некуда.
Человек был смущён и не спал всю ночь, мучительно размышляя; в конце концов, он отказался от путешествия.(1)

1.  Традиция очищаться внешними методами существует и в других культурах, в том числе и в нашей. Очень часто людям представляется данный процесс как некая торговля: на одну чашу весов ставятся грехи, а на другую — отметка о посещении того или иного ритуала (пасхальная служба, крещенская служба или купание). Грехи боятся не ритуала, а совести человека, его намерения преобразиться в лучшую сторону. Поэтому если человек находится среди тех, кто предпочитает не самоочищение от грехов как ежедневный труд, а очищение внешними методами раз или два раза в год при помощи посредника (очень часто не соответствующего своему положению) между человеком и Богом, он, по-видимому,  может принять их негатив на себя. — прим. Ред.


Паломники совершают омовение в Ганге