Проект "БУДУЩЕЕ ШКОЛ МОЛДОВЫ"
ЖУРНАЛ «ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Жизнь Замечательных Людей
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЖОРДАНО БРУНО.
- ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ РАМАКРИШНЫ.
- ГЕОРГИЙ ФРАНЦИСК СКОРИНА
- ЖИЗНЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ П.А. КРОПОТКИНА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.П. ПАВЛОВА
- ЖИЗНЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
- Николай Федорович Федоров
- Борис Леонидович Смирнов
- ЖИЗНЬ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ
Культура и Духовность
- ОТЦОВСТВО И ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Мирча ЭЛИАДЕ. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ: ВВЕДЕНИЕ
- «ГАРРИ ПОТТЕР»:
ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОККУЛЬТИЗМУ - ВОПРОС О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
- М. Элиаде. СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ И МИФЫ
- ВОПРОС О ЗНАЧЕНИИ ШКОЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И О ПОСЛЕДСТВИЯХ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОПТИМИЗАЦИИ» ШКОЛ
- РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ
- Ранние представления о солнечном божестве
в толковинской мифологии русинов Молдавии - Вопрос о самобытности и исконности русской культуры
- «МАХАБХАРАТА» — памятник древней Индии
- Итоги тысячелетий духовных устремлений человека
- Культура древности и современность. Б.Л.Смирнов
- Древнерусский бог ТРОЯН и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии*. Ю.В. Иванов
- О БЛОКИРОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И СМИ
История-Археология-Этногенез
- СВЕТЛАНА ЖАРНИКОВА: МЫ КТО В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ?
- ПАСХАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Н.Ф. ФЁДОРОВА
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ У ПРИМИТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
- Н.Ф. Фёдоров. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ — СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ
- МОЛДАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВСЕМ МИРОМ ЧИСТИТЬ КОЛОДЦЫ КАК ОБЩЕЕ ДЕЛО
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О САКРАЛЬНОМ СИМВОЛИЗМЕ МОЛДОВЫ
- ТИАУАНАКО
- В лучах кристалла Земли
- Опыт исследования духовных ритмов истории
- Трипольская культура
- Этническое самосознание русинов севера Молдавии. Ю.В.Иванов
- Ю.В. Иванов. Толковинскй текст «ДО ВЭЫЛЭЫКОГО РАТАТА».
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ.
Этика Животных
- ИЕРАРХИЯ У КРЫС
- История слоних
- МОББИНГ В ЖИВОТНОМ МИРЕ
- ОБУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН «РАЗГОВАРИВАТЬ»
- Ломехуза или модель умирающего общества.
- Горбатые киты оказались спасителями.
- Слоны плачут?
- Собаки понимают речь
- Альтруизм и Эгоизм...
- Бабочки-вампиры
- Mетропёс
- Вид паразитизма
- Говорящий слон
- Дельфин и помощь людей.
Наука и техника
- АЛКОГОЛЬ НЕОБРАТИМО ИЗМЕНИЛ МОЗГ У МЫШЕЙ
- Засев облаков
- ГИПОТЕЗА ГЕИ
- КАК АУТОФАГИЯ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ
- Духовная экономика.
- Багдиры.
- Вред маргарина и других трансжиров
- Великая Рукотворная Река
- Влияние телевизора на детей
- Биоэтанол
- Кто вредитель?
- Бессмертные омары
- Хлеб, которым нас убивают
- Озеленение крыш.
Наш дом-Земля
- А.Л. Чижевский. ГНЕВЫ СОЛНЦА
- ТРАНСГУМАНИЗМ И ЕГО СФАБРИКОВАННАЯ РОДОСЛОВНАЯ
- О ПРОЕКТЕ «НАШ МУСОР С НАМИ» ИЗ СЕЛА РЫШКОВА
- ЖИЗНЬ В СЕЛЕ.
- B. И. Вернадский. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Ноосферное строительство планеты в космическом пространстве— это новая эпоха её эволюции и эволюции живого вещества.
- ДВИЖЕНИЕ МААТАИ ВАНГАРИ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС»
- Загадки ровестника динозавра
- От астрологии до космической биологии
- Человек и Лес
- Задача Конференции Мира
- Актуальность идеи Н. Ф. Фёдорова об управлении природой в современности.
- РЕЗОНАНСЫ ШУМАНА.
Светлана Галчанская
Потенциал человека
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОВИД-БЕЗУМИЯ И ПОПЫТОК СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕМУ В МОЛДОВЕ.
- СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
- НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НОВОЙ ЭПОХИ.
- АЛКОГОЛЬ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ
- Вопрос о пагубном влиянии телевизора, компьютера и других устройств виртуальной реальности на детей и взрослых.
- Любовь — опустевшее понятие или суровый подвиг человечества.
- Гармония через вегетарианство
- Правда о прививках
- Человек, будущее - в твоих руках
- ЙОГА. Б.Л.Смирнов.
- РОД И ИНДИВИДУУМ. «МНЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» ИЛИ «Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЦЕЛОЕ»?
- ЭГРЫ КАК ОРГАНИЗМЫ . В.Я. Ткаченко
Роман
- А.П. ПЛАТОНОВ. ЮШКА
- Борхес Хорхе. Тайное чудо
- Андрей Платонович Платонов- НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ
- Андрей Платонович Платонов - " ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"
- А.П. Платонов. ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
- Леонид Андреев. ПРАВИЛА ДОБРА.
- ДЕТСКИЕ СЕКРЕТЫ. Достоевский Ф. М
- СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Ф.М. Достоевский. - А.Ф.Лосев. ЖИЗНЬ
- «БОБОК» (Ф.М. Достоевский)
- «Сказание о Дхарме»
- «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»
- «Корова». Андрей Платонов
Притчи
- В ЧЁМ СЕКРЕТ УСПЕХА?
- Вера матери в своё дитя.
- ДВЕ ЛЯГУШКИ
- ГРУЗ ОБИД
- Диверсия в сказке.
- Притча о зиме и жалости.
- ЛУЧШАЯ КУКУРУЗА
- ЧТО СКАЖУТ О ТЕБЕ
- Святой и змей Нагарджуна и вор
- Подъём, Познавший...
- Взгляд силы
- Как отрекаются от мира
- Вызыватель дождя
- Мудрец и сахар
Замечательные люди в Молдове.
КАРЛ ШМИДТ — НЕПОВТОРИМЫЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК КИШИНЁВА
Талант примара или человек славен трудом.
Наша Родина
- Ю.В. Иванов-ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ КОСОУЦКОГО МОНАСТЫРЯ
- Ю.В. Иванов ЛЕТОПИСНЫЙ ЧЕРН — ЗАГАДКА ВЕКОВ
- Ю.В. Иванов. «КОПЫТО ТРОЯНА» В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ МОЛДАВИИ И РУСИ
- Юрий Васильевич Иванов ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В СЕЛЕ ВАДУЛ-РАШКОВ И ЕЁ РАННЯЯ ИСТОРИЯ В ТОЛКОВИНСКИХ ТЕКСТАХ РУСИНОВ МОЛДАВИИ.
- ДРЕВНИЙ ПЕРЕСЕЧЕН: ГДЕ ОНА — МОЛДАВСКАЯ ТРОЯ?
- ДОСТОПРИМЕЧАЛЬНОСТИ САХАРНЫ
- Мощь веков
- Старооргеевское урочище
- Загадки Цыповского урочища
- Урочища и достопримечательности села Рудь.
Наш архив
НАШИ НОВОСТИ
-
Контактная информация
ЭТИКА ЖИВОТНЫХ
ГОВОРЯЩИЙ СЛОН
Биологи уличили слона в корейском зоопарке в подражании речи человека.
Ученые собрали группу из 16 корейцев-добровольцев, которые прослушали 47 аудиозаписей голоса слона Кошика и сообщили учёным, какие слова услышали. При этом участники эксперимента не знали, что они прослушали "речь" слона, а не человека или компьютерного синтезатора голоса. Слон по кличке Кошик в зоопарке Эверленд в корейском городе Йонъин научился подражать звукам человеческого голоса и произносить несколько слов на корейском языке, заявляют учёные в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
Группа биологов под руководством Ангелы Штёгер (Angela Stoger?) из Венского университета (Австрия) обратила внимание на Кошика после появления множества рассказов о "говорящем" слоне от посетителей и сотрудников корейского зоопарка Эверленд. Штёгер и ее коллеги посетили Эверленд, записали звуки, которые издавал Кошик, изучили их спектрограммы и сравнили с аналогичными графиками для слов, произнесенных корейцами. Эксперимент подтвердил рассказы посетителей и смотрителей зоопарка — слон действительно произносил слова на корейском языке. По заявлению учёных, словарный запас Кошика состоит из пяти корейских слов. При помощи оригинального эксперимента авторы статьи выяснили, какие слова произносит слон,. Так, учёные собрали группу из 16 корейцев-добровольцев, которые прослушали 47 аудиозаписей голоса Кошика и сообщили учёным, какие слова они услышали. При этом участники эксперимента не знали, что они прослушали "речь" слона, а не человека или компьютерного синтезатора голоса. Оказалось, что Кошик произносит слова: "анньонг" ("привет"), "аньйя" ("садись"), "анийя" ("нет"), "ную" ("ложись") и "чоа" ("хороший"). Как отмечают учёные, Кошик лучше подражает гласным звукам, чем согласным. Для имитации человеческого голоса слон засовывает хобот в рот, так как его голосовые связки не приспособлены для общения с людьми. Благодаря этому слон мог издавать звуки, очень похожие на человеческий голос, на что не способны обычные слоны. Биологи сомневаются, что Кошик осознаёт значение слов, которые он научился выговаривать. Кроме того, остаётся непонятным, зачем слон научился имитировать звуки человеческой речи. По их словам, такое поведение животного может быть связано с тем, что Кошик пять лет прожил в одном из южнокорейских зоопарков, где он был единственным слоном, и мог общаться только с людьми. "Мы считаем, что Кошик начал подражать звукам человеческой речи, чтобы укрепить социальные связи со своими "товарищами", что иногда происходит при "общении" между разными видами животных, которые умеют заучивать новые звуковые сигналы", — заключает Штёгер. Как отмечают учёные, это не первый подобный случай, когда слонов уличали в имитировании человеческой речи или других звуков. В частности, некоторые натуралисты утверждают, что африканские слоны умеют подражать звукам двигателя грузовиков, а индийский слон, обитающий в одном из казахстанских зоопарков, предположительно имитирует русскую и казахскую речь. С другой стороны, истории об этих "говорящих слонах" так и не были проверены биологами.
http://ria.ru/eco/20121101/908682714.html#ixzz2J5LVOLxt
ОРНИТОЛОГИ ОБНАРУЖИЛИ У ЯИЦ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
Учёные установили, что австралийские крапивники (Malurus cyaneus) для борьбы с кукушками учат своих птенцов специальным трелям-паролям, причем ещё до того, как те успеют вылупиться.
Работа опубликована в журнале Current Biology, а её краткое содержание приводит Nature News. Необычное поведение крапивников учёные заметили, когда записывали позывы самок, которые те издают при появлении хищников. Биологи обратили внимание, что в "свободное время" птицы поют для ещё не вылупившихся яиц. В этой песне содержались такие же нотки, с помощью которых самка выпрашивает еду у самца. Когда птенцы появились на свет, оказалось, что все они издавали одинаковый пищевой призыв, который, однако, отличался от гнезда к гнезду. В каждом случае он включал те нотки, которые содержались в песне самки. Чтобы установить, являются ли варианты песни врождёнными или приобретёнными, авторы поменяли яйца между гнездами ещё до того, как самка начинала давать уроки. Оказалось, что птенцы воспроизводят песни своих приёмных, а не биологических родителей. Когда учёные во время кормления проигрывали щебетание чужих птенцов, родители отказывались давать пищу собственным отпрыскам. Использование звуковых паролей необходимо крапивникам для того, чтобы не тратить силы на воспитание кукушат. Учёные, однако, впервые столкнулись с тем, что обучение происходит ещё до вылупления. По словам авторов, это связано с разной скоростью развития у эмбрионов крапивников и кукушек. Последние вылупляются раньше и не успевают выучить песню, которую самка начинает петь только на десятый день после откладывания яиц. Ранее другая группа исследователей показала, что африканские принии, которые тоже страдают от гнездового паразитизма, используют для опознания собственных яиц их отличительный цвет. Кукушковые ткачи подстраивают цвет своих яиц под распространённый цвет яиц приний, но всё время немного запаздывают. Это приводит к быстрой "гонке вооружений" в окраске яиц между птицами. http://www.lenta.ru/news/2012/11/09/paroletwit/
САККУЛИНА
Эти паразиты начинают жизнь в виде свободно плавающих личинок. Под микроскопом они напоминают слезинки, снабженные трепещущими ножками и парой тёмных глазков. Личинка-самка первой поселяется в крабе. У неё на ножках имеются органы чувств, способные почуять запах потенциального хозяина; ощутив его присутствие, личинка начинает метаться в воде и движется до тех пор, пока не окажется на панцире краба. Личинка ползёт по одной из клешней краба, а тот подёргивается в раздражении или в некой форме панике. Личинка добирается до сустава — места на клешне, где твёрдый экзоскелет гнётся и где имеется мягкий промежуток. Там она ищет волоски, растущие на клешне краба так, что каждый волосок закреплён в собственном отверстии. Она вонзает в одно из волосяных отверстий длинный пустотелый кинжал и впрыскивает через него капельку жидкости, состоящую из нескольких клеток. Эта инъекция, занимающая всего несколько секунд, представляет собой вариант линьки — процесса, через который проходят в процессе роста все насекомые и ракообразные. К примеру, сидящая на дереве цикада отделяет от своего тела тонкую оболочку, шкурку, и вылезает из неё наружу. Она выходит на свет с новым экзоскелетом, который сохраняет мягкость достаточно долго и успевает растянуться к тому времени, когда у насекомого происходит рывок в росте. Однако у женской личинки саккулины этот процесс проходит иначе: практически всё её тело становится пустой оболочкой и отбрасывается: то, что продолжает жить, похоже не столько на ракообразное, сколько на микроскопического слизня. Этот слизень (чьё существование было открыто лишь в 1995 г.) ныряет в глубину крабьего тела. Через некоторое время он устраивается на нижней части краба и начинает расти, образуя вздутие на панцире и пуская корни, которые так ужаснули Ланкестера. Биологи и сегодня называют эти образования корнями, хотя они совсем не похожи на органы, которые можно отыскать в земле под деревом. Их покрывают тонкие выросты, очень похожие на те, что выстилают наш собственный кишечник или поверхность ленточного червя. В отличие от обычных ракообразных, это существо никогда не линяет. Зато корни отлично годятся для всасывания питательных веществ, растворённых в крови краба. Всё это время краб остаётся в живых: вы не отличили бы его от здоровых крабов, бегающих по полосе прибоя и поедающих двустворчатых моллюсков и мидий. Его иммунная система не в состоянии бороться с саккулиной, и всё же краб продолжает вести нормальную жизнь, даже в том случае, когда паразит заполняет всё его тело, а корни проникают повсюду, даже оплетают глазные стебельки. Выпуклость, образованная женской особью саккулины, превращается в плотный нарост. Верхний слой его постепенно скалывается, и со временем на верхушке открывается отверстие. Саккулина проведёт в таком состоянии всю оставшуюся жизнь, если только её не обнаружит личинка мужского пола . Эта личинка, попадая на краба, начинает бродить по его телу и бродит до тех пор, пока не наткнется на выступ. На верхушке выступа обнаруживается отверстие размером с булавочный укол. Оно слишком мало для личинки-самца, и тот поступает точно так же, как до этого поступила личинка-самка: сбрасывает в процессе линьки бoльшую часть собственного тела, впрыскивая оставшуюся крохотную часть в это отверстие. Мужской заряд — шипастая красновато-коричневая торпеда длиной в одну стотысячную долю дюйма — проскальзывает в пульсирующий канал, по которому попадает глубоко внутрь тела самки. По дороге самец сбрасывает свою шипастую шкурку и через десять часов прибывает на место: на самое дно канала. Там он сливается с самкой и начинает производить сперму. В каждой женской особи саккулины имеются два таких канала, и, как правило, она всю свою жизнь носит в себе две мужские особи. Они перманентно оплодотворяют её яйца, и каждые несколько недель самка производит на свет тысячи новых личинок саккулины. Только теперь краб начинает меняться и превращается совсем в другое существо: теперь его единственное предназначение — служить паразиту. Он уже не в состоянии делать ничего, что могло бы помешать росту Sacculina. Он прекращает линять и расти — ведь это направило бы часть энергии, принадлежащей теперь исключительно паразиту, в другое русло. В обычном состоянии краб может спастись от хищника, откусив себе клешню и отрастив позже новую на её месте. Краб-носитель саккулины может потерять клешню, но не сможет вырастить новую. Если остальные крабы спариваются и производят на свет новые поколения, то захваченный паразитом краб занят только одним: он ест. Он уже не способен размножаться. И во всех этих переменах виноват паразит. Несмотря на кастрацию, краб не теряет потребности заботиться о потомстве, он просто направляет свою любовь и заботу на паразита. Здоровая самка краба носит оплодотворенные яйца в специальной сумке на нижней стороне панциря и, пока яйца зреют, тщательно ухаживает за сумкой, соскребая с неё водоросли и грибы. Когда вылупившимся личинкам краба приходит пора покинуть сумку, мать находит высокий камень, встаёт на него и начинает раскачиваться вверх-вниз, помогая личинкам выбраться из сумки в океанское течение; она размахивает клешнями, создавая вокруг себя дополнительные потоки. Выступ, который образует саккулина на панцире краба, располагается в точности там, где у здоровой самки находилась бы сумка с яйцами, и самка краба относится к выступу, как к собственному потомству.
Краб, заражённый саккулиной
Пока «личинки» растут, она содержит сумку в чистоте, а когда им наступает пора выходить, начинает выталкивать их ритмичными сокращениями, посылая наружу целые тучи паразитов. Разбрызгивая их, она машет клешнями и старается помочь. Но так себя ведут не только самки. Крабы-самцы тоже подпадают под власть всесильного паразита. Обычно у самцов маленькое брюшко, но у заражённых самцов брюшко вырастает не менее просторным, чем у самок, чтобы вместить сумку для яиц или нарост саккулины. Носитель-самец даже вести себя начинает, как самка: он ухаживает за «сумкой», пока растут личинки паразита, а затем создаёт клешнями волны, чтобы помочь им выйти на свет. Простое умение жить внутри другого организма — умение отыскать хозяина, проникнуть в него, найти внутри пищу и партнёра, изменить окружающие клетки, обойти защитные механизмы — громадное эволюционное достижение. Но паразиты, подобные Sacculina, могут ещё больше: они полностью контролируют своих хозяев, становятся, по существу, их новым мозгом и превращают в других существ. Хозяин такого паразита становится просто марионеткой: куклой, которой изнутри управляет рука фокусника — паразит. http://elementy.ru/lib/431303
ШИМПАНЗЕ ПРОЯВИЛИ СКЛОННОСТЬ К СПРАВЕДЛИВОСТИ
Учёные установили, что шимпанзе склонны "по-честному" делиться с сородичами ресурсами, однако пока не вполне ясно, является ли это следствием наличия у них чувства справедливости, подобного человеческому.
Работа опубликованна в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а ее краткое содержани приводит Science Now. Исследования проводились при помощи адаптации для животных известной экономической игры "Ультиматум". Она подразумевает наличие двух игроков, первому из которых предоставляется возможность поделить на двоих некий ресурс: деньги или еду. Причём второй игрок имеет выбор: либо получить свою долю, определённую первым игроком, либо вовсе от неё отказаться, при этом первый игрок также ничего не получит. Множественные эксперименты с людьми разных культур показали, что если второму игроку достается менее 20 процентов ресурса, он обычно отвергает предложение. Это противоречит давнему экономическому представлению об абсолютной рациональности человека, а с точки зрения антропологии говорит о наличии у человека чувства справедливости, которое заставляет жертвовать потенциальным ресурсом с тем, чтобы наказать обидчика. В эксперименте авторов ресурс представлял из себя шесть кусочков банана. Чтобы получить их, первой обезьяне нужно было взять у учёного один из пластиковых жетонов и передать его через решетку второй обезьяне. Последняя должна была возвратить жетон экспериментатору. Один из жетонов соответствовал равному делению бананов по три кусочка, а другой — делению пять (для первой шимпанзе) к одному. Учёные установили, что шимпанзе в 92 процентах случаев выбирают "честные" жетоны и не пользуются возможностью схитрить. Авторы интерпретировали такое поведение как признак наличия у них чувства справедливости. В то же время, другие эксперты обращают внимание на то, что животные почти никогда не пользовались возможностью наказать несправедливого партнера, что противоречит опытам с людьми. Именно такое поведение, по мнению этих специалистов, является надёжным признаком наличия чувства справедливости.
ДЕЛЬФИНЫ ДОСТОЙНЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, СЧИТАЮТ УЧЁНЫЕ
К дельфинам нужно относиться как к "личностям", их права на жизнь и свободу нужно уважать, решили учёные, обсуждавшие эту тему на форуме в Канаде.
Специалисты по философии, охране природы и поведению животных хотят добиться поддержки для "Декларации прав китообразных". Они уверены, что дельфины и киты обладают достаточным разумом, чтобы оправдать применение к ним таких же этических принципов, как у людей. Признание их прав означало бы конец китобойному промыслу и неволе, а также использованию дельфинов и китов для развлечения. Решение было принято на ежегодном собрании Американской ассоциации по продвижению науки, которое проходило в канадском городе Ванкувер. Это крупнейшая научная конференция мира. Вывод основан на многолетних исследованиях, показавших, что дельфины и киты обладают крупным и сложно устроенным мозгом, а также самосознанием близким к человеческому уровню. Специалисты полагают, что, не будучи человеческими существами, дельфины и киты являются "людьми" в философском смысле этого слова, и это само по себе заставляет всерьёз задуматься об отношении к ним. Некоторые доводы в пользу индивидуальности дельфинов.
В одном эксперименте дельфины должны были нажимать один из двух рычагов, указывая этим на различные звуки, причём некоторые были довольно похожи. Нажимая на третий рычаг, они должны были показать, что хотят пропустить очередной тест, если он покажется им слишком трудным. "В таких ситуациях дельфины реагируют в точности как люди, — говорит Лори Марино. — Они оценивают своё восприятие, они думают".
Как-то содержащимся в неволе дельфинам устроили вознаграждение в виде рыбы, если они "приберутся" в своём аквариуме. Один из них порвал на кусочки бумажный пакет и стал приносить мусор по кусочку, чтобы получить побольше рыбы.
Профессор этики Том Уайт из Университета Лойолы Мэримаунта (Лос-Анджелес) автор книги "В защиту дельфинов: новый моральный рубеж", считает что дельфины хоть и "не люди, но индивидуумы". "Личность нуждается в индивидуальности. Если принять это в расчёт, то преднамеренное убийство такого индивидуума, этически аналогично преднамеренному убийству человеческого существа", — говорит Том Уайт. По его мнению, "наука показала, что индивидуальность — сознание, самосознание — больше не является чертой, присущей исключительно человеку. И это приводит к самым разным последствиям". Декларация, которая была изначально согласована в мае 2010 года, содержит заявления о "праве каждого китообразного индивидуума на жизнь", о том, что животные семейства китовых "не могут содержаться в неволе и эксплуатироваться, подвергаться жестокому отношению, лишаться естественной природной среды", они "не являются собственностью какого-либо государства, корпорации, группы людей или отдельного лица". В документе также говорится, что "права, свободы и нормы, изложенные в данной декларации должны охраняться согласно международному и национальному законодательству". О том, как научные достижения помогли изменить взгляд на мозг китообразных животных, рассказала психолог Лори Марино из Университета Эмори (Атланта). По её словам, вначале мозг дельфинов и китов представлялся учёным в виде огромной аморфной массы, которая не обладала значительным разумом и сложностью. "Оказалось, что их мозг не только огромен, но и невероятно сложен, и сложность его сравнима с нашим мозгом", — отметила она. "Дельфины обладают чувством самовосприятия, они способны узнавать себя в зеркале, — добавила Лори Морино. Когда вы просыпаетесь утром, смотрите в зеркало и знаете, что это вы, у вас есть чувство собственного "я", — сказала Морино. — У них нечто похожее. Они тоже смотрят в зеркало и говорят себе: "Эй, а вот и я!"
ЗОМБИРОВАТЬ ГУСЕНИЦ ВИРУСАМ ПОМОГ "УКРАДЕННЫЙ" ГЕН
Японские биологи установили, что для изменения поведения гусениц, которое бакуловирусы группы I стимулируют с целью распространения потомства, необходима работа гена, захваченного вирусом у хозяина.
Этот механизм отличается от недавно изученного, используемого бакуловирусами группы II. Он возник в ходе эволюции независимо. Работ опубликована в журнале PLoS Pathogens. Некоторые гусеницы, например тутовый и непарный шелкопряды, страдают необычной болезнью, которую называют Wipfelkrankheit, или "болезнь верхушек деревьев". Больные гусеницы в какой-то момент перестают питаться и, перед тем как умереть, повиснув на дереве, стремятся заползти как можно выше. То, что такое "зомбированное" стремление забраться повыше объясняется заражением вирусом, было известно давно. Было ясно, что таким образом вирус обеспечивает себе максимальное распространение, но детали этого процесса стали известны лишь в последнее время. В сентябре 2011 года в журнале Science вышла статья, в которой биологи обнаружили, что за болезненное поведение непарного шелкопряда при заражении бакулавирусами группы II отвечает ген egt, инактивирующий гормон линьки. Гусеницы перестают линять, нарушаются их суточные циклы поведения и насекомые начинают ползти наверх. В нынешней работе авторы исследовали другую группу бакуловирусов (группа I), инфекция которых приводит к такому же поведению гусениц. Механизмы управления хозяином в случае этой группы оказались совершенно иными. Исследователи выключали все гены вируса по одному и смотрели на результаты заражения. Оказалось, что действия всего одного гена оказалось достаточно для "зомбирования" насекомых. Гусеницы, заражённые вирусом, в котором был выключен ген ptp, не проявляли повышенной двигательной активности, хотя во всем остальном заражение и болезнь проходили так же. Авторами было установлено, что ген ptp был приобретён вирусом у предка гусеницы-хозяина и кодирует синтез фермента-фосфатазы. Учёные предполагали, что действие этого белка должно быть как-то связано с его ферментативной активностью, но в ходе последующих экспериментов картина оказалась сложнее. Когда исследователи инактивировали фермент заменой аминокислоты в активном центре, оказалось, что совершенно нефункциональный ptp справляется с задачей зомбирования так же, как и натуральный. Проследив за образованием вируса, исследователи обнаружили, что белок встраивается в капсид (белковую оболочку) вируса и делает его более устойчивым. Если ptp совсем удалить из генома вируса, то количество вирусных частиц в мозге насекомого существенно падает и зомбирования не происходит. Если белок есть, но ферментативно не активен, то такой вирус работает в точности как дикий. Исследователи пока не смогли связать то, как влияет ptp на количество вирусов в мозге с зомбированным поведением, для этого требуются дополнительные исследования. Тем не менее, данная работа показала, что у разных групп бакуловирусов управление поведением насекомых возникало в ходе эволюции дважды, причём с совершенно разными механизмами.
Паразиты, изменяющие поведение хозяина часто встречаются в животном мире. Среди самых известных гриб Cordyceps unilateralis, заставляющий муравьёв подниматься на верхушки травинок, чтобы обеспечить оптимальное распространение грибных спор.
СБИТЬСЯ В СТАДО ОВЕЦ ЗАСТАВИЛ СОБСТВЕННЫЙ ЭГОИЗМ
Учёные показали, что поведение овец при опасности описывается единственным мотивом: желанием оказаться в центре стада и выжить за счёт соседа.
Работа опубликована в журнале Current Biology, а её краткое содержание приводит Science Now. Авторы собрали небольшое стадо из 45 овец и снабдили их рюкзачками с приемниками GPS, которые записывали траектории движения животных. Таким же устройством снабдили и овчарку, которая сбивала овец в стаю. Записанные треки (1,2,3) затем анализировали на компьютере. Оказалось, что поведение каждой овцы при опасности объясняется единственным стремлением: желанием оказаться в центре стада, а вовсе не убежать от собаки, как можно было бы подумать. Даже когда на пути между отбившейся овцой и стадом появляется овчарка, животное предпочитает не убегать, а вновь попасть поближе к центру. По мнению авторов, такое поведение может увеличить шансы овцы на выживание за счёт других особей и является в чистом виде эгоистическим поведением. Учёные давно предполагали, что поведение животных в стаде объясняется эгоистическими соображениями, но такие чёткие и однозначные данные им удалось получить впервые. Помимо мотивов индивидуальной выгоды, животные в стаде могут руководствоваться и другими соображениями. Например, иногда главную роль, по-видимому, играет кооперация, поэтому в каждом случае требуется независимый анализ. К последним примерам можно в какой-то степени отнести слаженное поведение рыб, которое направлено на то, чтобы сбить с толку хищников. Более выраженным примером кооперации является поведение быков, которые в случае опасности прячут молодняк в центр стада.
http://www.lenta.ru/news/2012/07/24/sheepgps/