ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА


РОД И ИНДИВИДУУМ.
«МНЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» ИЛИ «Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЦЕЛОЕ»?

«Закономерность исторических событий обратно пропорциональна их духовности»
В.О.Ключевский

На протяжении многих веков люди пытались дать определение человеку, выделяя те или иные отличительные его признаки. Встречались определения и курьёзные, несостоятельные, были и обоснованные.

К курьёзным можно отнести определение, которое приписывается Платону: «Человек — двуногое животное, без перьев». Говорят, что над ним посмеялся Диоген, который взял петуха, и, общипав его, протянул Платону со словами: «Вот твой человек».

У Аристотеля человек — политическое животное. «Человек — такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живёт в обществе и управляется законами».

Ф. Ницше считал, что человек является переходной ступенью и его природа нуждается в преобразовании, поэтому он дал такое определение: «Человек — это то, что дoлжно превзойти».

Н.Ф. Фёдоров считал, что отличительным признаком человека является его памятное отношение к умершим предкам, которое и определило его как новый биологический вид, поэтому он дал следующее определение: «Человек — существо погребающее».

Этот ряд определений далеко не полный. Мы тоже попробуем дать определение человеку, связанное с нашей темой. «Человек — существо, живущее родовым строем, при котором взаимоотношения между близкими не ограничиваются только связью между родителями и детьми, как это бывает у животных, но дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки и т.д., тёти, дяди, их семьи и т.д. образуют не просто абстрактную группу, но вполне органическое целое, члены которого, особенно старшие, поддерживают молодое поколение и предают им свой жизненный импульс и свои индивидуальные энергоинформационные характеристики и социо-культурно-духовные достижения, а младшие заботятся о состарившихся членах рода». Другое дело, что в настоящее время человек всё меньше и меньше начинает соответствовать этому определению, что, по нашему мнению, приводит не только к проблемам индивидуума, но и сказывается на состоянии всего народа.

Итак, постановка вопроса следующая. Человек появился на свет, вырос, стал самостоятельным, не зависящим от родителей. В животном мире в большинстве случаев такой индивидуум расстаётся с родителями и начинает вести самостоятельную жизнь. Почему же человек не поступает так же (вернее, он может так поступать, но это считается отклонением от нормы), почему он не только не расстаётся с родителями, но поддерживает тесную связь с родителями родителей, а в некоторых случаях и с прадедами и прабабками, почему происходят сборы родственников, а они такие разные, но всё-таки находят общие темы для разговоров, что их сближает? Может быть, это — простая условность и обычай, или же в основе лежит нечто большее, но неуловимое для нас, современных людей?


Давайте обратимся к языку и к фольклору и посмотрим, как они отразили эти воззрения наших предков или других народов. Вот, приходят на ум фразеологические выражения «Иван (родства) не помнящий», «без роду без племени». Что бы это они значили? Обижались же и обижаются люди, когда им так говорят! А вот ещё: обращаются же к людям просто по отчеству? Иванович, Антонович, Фёдорович, Валерьевич? В деревнях же, увидев какого-нибудь нового городского подростка, люди не спрашивают у него «ты кто?», а «ты чей?»(1). Наверное, этот список выражений можно дополнить.
Что же сохранилось в фольклоре? Вот интересная сказка «Сивка-бурка», которая очень богата символами и подтекстом. В начале сказки умирает отец и наказывает сыновьям три дня ходить ночевать к нему на могилу. Старший и средний сын боятся и просят младшего-дурака сделать это за них. Кстати сказать, младшего-то сына называют дураком потому, что он честен, благороден и добр, а в глазах преследующих свою выгоду людей обладатель таких качеств и есть «дурак». Итак, три ночи младший сын ночует на могиле отца, и три ночи отец выходит из могилы с целью передать сыновьям силу, но всю силу получает младший в виде чудесного коня.(2) У славян конь был связан с солнцем и с царством мёртвых. Повторяющиеся строки: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», — подтверждают то, что этот конь появляется из другого мира. То есть Иван получает не простого, а родового коня, который служил его отцу, деду, прадеду и т.д. Более того, Иван получает коня, который помогает ему пройти обряд инициации, чтобы из юноши превратиться в мужчину-воина. Конь этот к тому же ещё и вещий. Получается, что братья Ивана не прошли обряд инициации и не стали полноценными членами общества в силу того, что они не выполнили отцовский наказ и соответственно не получили от него благословление и силу.
Обратимся к другому источнику — древнеиндийскому эпосу «Махабхарата». В третьей книге «Махабхараты» есть поэма «О супружеской верности»(3), в которой повествуется о судьбе девушки Савитри, которая вышла замуж за юношу Савитара, зная, что через год ему суждено умереть. Когда роковой день приблизился, она не только не впала в отчаяние, но и собрала все свои силы для выполнения тапаса(4). Четыре дня она выполняла стоянье и не принимала пищу, а затем отправилась вместе с мужем в лес, куда он обычно ходил собирать дрова и т.д. Когда её мужу стало плохо, и он прилёг отдохнуть, Савитри увидела, как к нему приблизились слуги бога смерти Ямы и, связав его, понесли в свою обитель. Савитри отправилась за ними и там она вступила в беседу с богом Смерти и своими речами, праведностью, правдой, мудрыми ответами на вопросы заслужила его расположение, за что он обещал исполнить пять её желаний. Интересно, что? выбирает Савитри. Конечно, она просит вернуть ей Савитара, но кроме этого, её желания направлены на укрепление как своего рода, так и рода мужа. Она просит дать своему отцу сто сыновей (в индийском эпосе характерно использование преувеличений и больших чисел), так как для любого индуса было важно наличие сына как продолжателя рода и человека, который сможет выполнять посмертные обряды. Она также просит вернуть своему свёкру зрение и царство, которое он утратил. Кроме этого, она попросила сто сыновей и для себя.
Вывод, который можно сделать на основании знакомства с сюжетом этой поэмы: каждый человек способен своими усилиями не только укрепить свою собственную судьбу, но и положительным образом повлиять на состояние членов своего рода и рода, с которым он породнился. Ни в коем случае нельзя рассматривать данный текст как простую выдумку, не имеющую ничего общего с реальной жизнью. Древние люди никогда ничего не выдумывали; поэтому миф — это не сказка, а облечённая в художественные образы реальность, воспринимаемая в особом ракурсе тем или иным народом. Миф всегда содержит в себе много смыслов, поэтому он обладает такой удивительной силой производить впечатление. Много, конечно, скрыто в языке и даже в именах. Ведь если знать, что имя Савитар это одно из имён Солнца, а Савитри это его женская ипостась, его энергия, Шакти, то возникают новые смыслы данного сюжета, ни в коем случае не отрицающие вышесказанные. Солнце как бы умирает в день зимнего солнцестояние, и нужна его Шакти для того, чтобы оно вернулось к жизни — вот ещё одна смысловая линия, объясняющая многие сравнения и смысловые связи в тексте.
В рассмотренном сюжете индивидуум (Савитри) своей силой помогал живущим членам своего рода, но есть ещё один яркий сюжет в «Махабхарате», в котором рассказывается, как ушедшему в другой мир предку потребовалась поддержка живущих потомков. Это повесть о царе Яяти, который, попав на небо, через некоторое время возгордился и стал высокомерно относиться к небожителям, из-за чего его заслуги утратили силу, и произошло падение с небес(5). Падая, Яяти пожелал упасть среди праведников, и так получилось, что он очутился среди своих четырех внуков, известных своими хорошими качествами. Поначалу они не узнали деда, но их мать, Мадхави, узнав о падении отца, подошла к месту падения и представила отца его внукам. Следует отметить, что и в этом случае укрепление рода шло по женской линии: дочь Яяти, у которого не было сыновей, приняла обет пустынножительства для укрепления рода, и добродетельные внуки появились у Яяти благодаря её заслуге. В итоге дочь и внуки Яяти произносят обет поддержать Яяти силой своих добродетелей, и он, нравственно преображённый от такой встречи, вновь возносится на небо. Таким образом, падение одного из предков было исправлено силами его потомков. Выдумка ли это или же здесь есть вполне рациональное объяснение?


Попробуем объяснить. Для этого нам сначала придётся ответить на вопрос: так всё-таки влияет каждый индивидуум в отдельности на жизнь и судьбу своего рода или нет? И если да, то как, в каком направлении (вперёд на потомков или же даже назад на предков)? Рассмотрим сначала влияние на потомков. Похоже, что все согласятся с тем, что биологические качества человека передаются по наследству, причём в зависимости от образа жизни человека может наблюдаться тенденция к улучшению или к ухудшению биологических качеств по линии рода. Так, известно, что даже если наличие вредных привычек (табакокурение, алкоголь и др.) может и не оказывать видимого воздействия на самого индивидуума, то его генетическая программа ухудшается, и у его потомков уже могут быть какие-то последствия от этого. Даже если этот человек непосредственным образом больше не участвует в продолжении рода, тем не менее его вредные привычки отнимают у него энергию, а он восполняет эту нехватку за счёт потомков. Кроме того, вредные привычки по своей сути являются следствием программы самоуничтожения (алкоголь и табак — яды, и употребляющий их как бы совершает медленное самоубийство), и такая программа непосредственно переносится на потомков.
Кроме непосредственно биологического воздействия на потомков, важную роль играют душевные характеристики семейно-родового поля. На человека не действует простой отбор наилучших в биологическом отношении пар, а большую роль в появлении здоровых, одарённых, красивых детей играет душевная слаженность супругов, энергоинформационное соответствие их биополей (полей их родов), то, что называется таким загадочным необъяснимым словом «любовь». Любовь неизбежно предполагает самопожертвование, даже своими принципами, чертами характера. Родовая энергия пары, получив выход далее в детях, должна быть передана сполна, поэтому идеальный родитель забывает о себе ради своих детей, и если он поступает благоразумно и без крайностей(6) и не гасит инициативу детей, дети получают максимум душевного тепла, знаний и опыта, которые должны быть ещё больше усилены, может быть, даже очищены для передачи внукам.


Эпиграфом данной статьи послужили слова русского историка В.О. Ключевского «Закономерность исторических событий обратно пропорциональна их духовности». Эти слова можно применять ко многим ситуациям, но в нашем случае они применимы для объяснения следующего вопроса. Ребёнок, родившийся и выросший в атмосфере любви, духовности может во много раз превзойти заложенные в нём биологические возможности, и чем сильнее духовная атмосфера, тем разительнее этот отрыв. Может быть, эволюция человека как вида приостановилась именно по причине недостатка духовности в людях, что происходило, конечно, не только по причинам внутреннего характера, но и внешнего: войны, эпидемии, голод, насильственное внедрение инородных мировоззренческих установок, религий и т.д.? Ведь если предположить непрерывность такого духовного импульса передачи по родовой линии полжительных качеств и его усилительный эффект (эффект круговых волн от брошенного камня) — от отца к сыну, от деда к внуку и даже от прадеда к правнуку, т.е. получается, что внук или даже правнук получают силу не только от своих родителей, но и от дедов и прадедов (общее название, включающее также и бабушек и прабабушек), то даже при простом отсутствии внешних помех народ мог бы в кратчайшие сроки восстановиться и сделать эволюционный скачок! Говорят, что человек, преобразовывая себя, может влиять на семь поколений вперёд и назад.


Кажется, с влиянием на потомков мы разобрались. Теперь попробуем разобраться с влиянием на предков. Для начала попытаемся ответить на вопрос: а можно ли изменить хотя бы произошедшие с нами поступки или же они повисают на нашей шее мёртвым грузом? Для людей мнительных и впечатлительных это межт быть настоящей проблемой! Из-за неё человек, решивший жить духовной жизнью, может оступаться на своём пути, считая, что прошлое в любом случае уничтожит его будущие духовные достижения. Этот вопрос решаем при помощи различения понятий «факта» и «акта», которое блестяще показал Б.Л. Смирнов в своих письмах, комментариях к переводам «Махабхараты». Само по себе событие, «факт», не играет большой роли в духовной жизни человека, важно внутреннее отношение человека к этому событию с точки зрения нравственности. Для некоторых народов это неприемлемо. Так, у греков трагедия царя Эдипа как раз и строится на неразличении факта и акта. То, что Эдип не знал, что убивает отца и женится на своей матери, не имеет для мировоззрения греков существенного значения, и он получает кару судьбы. Б.Л. Смирнов показывает, что только акт важен и даёт следующий пример. Один человек, проходя рядом с железнодорожным полотном, оступился, и ему отрезало руку. Это простой факт. Другой, проходя рядом с железнодорожными путями, увидел ребёнка, бросился, выхватил его из-под поезда, но лишился руки. Это акт, т.е. поступок по высоконравственным причинам, так как связан с самопожертвованием. Так вот, каждый человек не только вправе, но и обязан переосмыслить все те поступки, которых он стыдится и которые не красят его перед родом, т.е. раскаяться пред самим собой, перед родом. И вот в силу такого раскаяния происходит перепрограммирование его настоящей и будущей судьбы, которая теперь развивается по иной вариационной матрице(7). Так прошлое как вереница простых фактов или даже актов переосмысливается, но в полной мере это происходит только тогда, когда человек искренне раскаивается в совершённых «фактах». Таким образом, мы попытались доказать, что прошлое индивидуума может быть качественно изменено, а другое в принципе не важно, ведь человек представляет ценность не с точки зрения того, какими фактами была наполнена его жизнь, но с точки зрения его духовного развития — какой путь ему удалось пройти за отмеренную ему жизнь.


Теперь мы постараемся доказать, что таким образом возможно изменить и жизнь предков. В принципе, это логическое развитие предыдущего доказательства. Каждый отдельный индивидуум представляет собой жизненный импульс-матрицу своих предков, которая хранит в себе и достоинства и недостатки последних. Даже если не рассматривать вопрос о том, живы ли какой-то особой жизнью наши предки (для многих ответ на него очевиден(8)), можно с уверенностью сказать, что, совершенствуя себя, мы совершенствуем протянувшийся через века жизненный импульс-матрицу вплоть до истока, соразмерного с нашими личными возможностями. За счёт совместных действий в этом направлении, а также сбора всем живущим родом положительной информации о предках, эффект от этой работы многократно усиливается. Это сбор семейно-родовых альбомов, предания, рассказы о предках, прославившихся чем-либо и т.д.


В каких структурных отношениях находятся человек и народ? По отношению к целому народу человек является единицей более низшего плана, его наименьшей составляющей. Семья — это образование более высокого уровня, далее следует род. Далее роды? образуют общины, а общины образуют народ. Некоторые люди считают, что человек не обязательно должен сначала пытаться взаимодействовать со своим родом, но может напрямую подключаться к полю народа или даже человечества. Это, конечно, возможно. Народ даёт человеку язык и культуру, систему ценностей, знания, но заложение их основы происходит через родовые связи. С другой стороны, если речь идёт о необходимости преобразования народа, силы одного человека не сравнить с силами целого его рода. Эта мысль отражена в притче о том, как человек в шестнадцать лет молился Богу об изменении мира, в тридцать лет он молился Богу об изменении народа, в сорок лет он молился об изменении своего рода, в пятьдесят лет об изменении своей семьи, в шестьдесят лет он понял, что надо изменить себя, но Бог ответил, что с этого надо было начинать, но уже поздно что-то сделать.
При объединении человека и рода, при достижении определённого количества членов, возникает некое общее энергоинформационное поле, усиливающее мощь каждого члена в отдельности и даже сообщающее ему какую-то недоступную по отдельности информацию. Это наблюдается даже у животных. Так, у перелётных птиц возникает общее знание, куда им нужно лететь, которое по отдельности не доступно даже вожаку, который просто оказывается наиболее восприимчивым и чутким (достойным). Можно предположить, что общее энергоинформационное поле птиц оказывается более мощным приёмником силовых полей Земли, по которым совершается перелёт, а с другой стороны, возможно, что активизируется генетическая память. Конечно, у людей биологической основы для объединения иногда бывает недостаточно (но и у птиц есть не только биологическая основа, но и идея-цель — перелёт), и бывает, что люди разных родов сходятся ближе по духу, нежели ближайшие родственники, как говорится «дух веет, где хочет», но при наличии общей идеи общая биологическая основа родовых связей, по-видимому, даёт синергетический эффект.


С точки зрения жизни народа, его продолжительности и здоровья, крепкая родовая и семейная ячейка является гарантом его долголетия и неизменности обычаев. Вот Китай и Индия, которых Н.Ф. Фёдоров называл «стариками», т.к. история их народа насчитывает тысячелетия, показывают устойчивый рост населения, неизменность обычаев. В Китае почти каждый уважающий себя китаец знает своих предков до десятого колена, имена которых написаны на поминальных табличках, и считается, что даже души пребывают в них. В Индии до сих пор каждый день совершается шраддха(9) умершим. К родителям у индусов благоговейное отношение. Как это отличается от отношения к родителям на Западе! Там родители живут отдельно, и если они пожелают видеться с детьми и с внуками, то встречаются с ними на улице, в парках, в каких-то общественных заведениях, но не у себя дома. Состарившихся родителей определяют в дома престарелых, что для тех же индусов, да даже для простых русских, молдаван, украинцев, белорусов и т.д. из сёл и небольших городков (т.е. для тех, кого не испортила жизнь в большом городе) является дикостью и позором. Ухаживать за состарившимися родителями прямая обязанность детей, которые отдают им свой долг за полученное воспитание. Неудивительно, что на Западе катастрофическая демографическая ситуация, а нормальные темпы рождаемости наблюдаются только у эмигрантов (арабов, турок и т.д.). Не последнюю роль в этом играет массовая культура и извращение представлений о семье и роде в виде терпимости к гомосексуальным бракам, проституции, секс-индустрии вообще и т.д. Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что если ситуация в этих странах не изменится, то их народам предстоит вырождение или, в лучшем случае, замещение. Похоже, что подобную поведенческую модель пытаются привить и в других странах через средства массовой информации и различные законы. Поэтому мы полагаем, что каждый человек как существо нравственное должен в меру своих сил занимать активную личную и общественную позицию в отношении нападок на культурно-духовные основы его семьи, рода, общины, народа. И как говорилось в приведённой выше притче, необходимо начинать с себя, со своей семьи и со своего рода. И тогда, действительно, исторические события нашего народа, страны и даже мира будут развиваться не закономерно-вынужденно т.е. по сценарию мировой закулисы и их прислужников, а обратно пропорционально их планам.


август 2012,
Ковальский А.А.


1.Так в сёлах Молдавии для того, чтобы выделить человека с распространённым именем из общей массы тёзок, знакомые и близкие в разговоре с другими людьми используют не фамилию, а целую родословную этого лица по отцовской линии, иногда до четвёртого-пятого колена. Это может выглядеть примерно так:
 — Какой Виорел? 
— Сын Иона, который сын Думитру, который сын Леуца.

2. URL:http://www.artrusse.ca/russian/skazki/sivka-burka_rus.htm. В числе прочего здесь сообщается, что в одной старинной славянской легенде говорится о кобыльей голове — без ног, без хвоста, — живущей в избушке посреди тёмного леса и дарующей Долю или Недолю тем, кто попадёт к ней. Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану.

3. Махабхарата. Сказание о Нале. Супружеская верность. Две поэмы из III книги. Пер. с санскр., введение, примечания и толковый словарь Б.Л. Смирнова. Ашхабад, 1957. 600 С.

4. «Одно из самых многогранных в смысловом отношении слов санскритского языка. Основное его значение по корню глагола — накалять, нагревать, возогревать и физически и психически творить аскезу, подвиг. Традиционная философия Индии утверждает, что тапасом можно достичь всего, вплоть до владычества над всем миром, причём под тапасом понимается какое-либо самоистязание, например, стоять у пяти огней: самоистязатель стоит среди четырёх костров, расположенных по сторонам света, на открытом месте, таким образом, палящие лучи солнца являются пятым огнём. Иные дают обет стоять на пальцах одной ноги и т. д. Аскет не задаётся целью умилостивить бога или богов. Сплошь и рядом боги стараются помешать тапасу тем или иным путём. Тапас не религиозен, в него не вкладывается ничего мистического, он не ищет сближения с божеством, он самоцелен. Не ясно, почему боги обязаны вознаграждать совершающих тапас, даже вопреки своим интересам, вопреки здравому смыслу и вопреки “благу мира”, о котором так часто говорится». — Б.С. Смирнов. Симфонический словарь. Составлен на основании: Махабхарата II. Бхагавадгита (часть II) (книга VI, гл. 25?42). Санскритский текст, симфонический словарь академика АН ТССР Б.Л. Смирнова. Издательство АН ТССР, Ашхабад, 1962 г., и долполнен толковыми словарями из других выпусков Махабхараты в переводе Б.Л. Смирнова. www.bolesmir.ru

5. Махабхарата. Горец. Эпизоды из книги III, V. Пер. с санскр., введение, примечания и толковый словарь Б.Л. Смирнова. Ашхабад, 1959.

6. Известны примеры, когда «любовь» к своим детям заставляет родителей поступать вопреки нравственности по отношению к чужим детям или людям. Очевидно, что это отношение не может быть названо любовью, но представляет лишь её искажённое подобие. Вред от такой «любви» очевиден, ибо у объекта «любви» искажаются мировоззренческие установки и принципы нравственности, и он никак не сможет развиться в полноценную личность, если только его внутреннее «я» не восстанет против такой «любви».

7. См. работу ВП СССР «К Богодержавию», в которой раскрывается понятие «вариационная матрица». Мы согласны с авторами в том, что человеческая судьба одновременно и предопределена, и в то же время существует бесчисленное количество вариаций, выбор которых зависит от намерения человека и от его духовности.

8. Вот как описывает свой опыт связи с ушедшим отцом Б.Л. Смирнов в одном из писем к корреспонденту. «Как-то мы были вдвоём в комнате, и Олег [брат Б.Л. Смирнова – Ред.] припал к груди моей, как юный, ещё не оперившийся, просил помощи, защиты. Разве такие минуты забудешь? Он не сказал ничего. Да и я тоже, разве что Святое Имя призвал, как обычно. Я почувствовал сильный живой запах отца и теплоту, а Олег почувствовал теплоту. (Я близорук, и поэтому у меня обоняние и слух развиты больше, чем обычно, как собака ищет). Я знаю, что тогда отец взял моё тело, чтобы ободрить сына. И Олег это почувствовал. Он был замучен в 37-38 г. И это — незаживающая рана. Он унёс с собой кровоточащую частицу сердца. Вот почему я знаю, что ушедший живёт в оставшемся, и остающийся отдаёт частицу себя уходящему».

9. Шраддха: Craddha (санскрит.) — погребальная церемония или тризна, в состав которой входят жертвы прародителям человечества или предкам данного лица. Так как обряды в честь предков и прародителей совершаются не только по случаю чьей-нибудь смерти, но и ввиду тех или других радостных событий, то не всякая Ш. имеет характер погребального или траурного обряда. Наиболее торжественными Ш. считаются совершаемые в честь недавно умерших родственников, в определенные дни лунного месяца и по случаю радостных событий. Ежедневные Ш. состояли в принесения предкам вареного риса или молока, корней, плодов, наконец, одной воды. Современные индусы довольствуются ежедневным наливанием воды в особый сосуд для питья предкам. Необходимой принадлежностью обряда Ш. уже в ведийскую эпоху являются особые клёцки из теста или хлебных зерен, называемые пинда (см.) и аналогичные нашим поминальным блинам. URL: http://www.wikiznanie.ru