ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА


СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Данная статья представляет собой пересказ лекции уже известного нашим читателям румынского биофизика Виржилиу Георге, с которой он выступил в ноябре 2018 года в Кишинёве(1) Поскольку лекция проходила на молдавском языке, мы посчитали нужным познакомить с нею и русскоязычного читателя, однако ввиду стеснённости размерами журнальной статьи, а также из-за особой манеры изложения мыслей докладчика, использующего разные риторические фигуры, примеры и пространные отступления, мы решили дать именно пересказ, а не перевод лекции, снабдив его нашими комментариями.


В самом начале лекции В. Георге говорит об огромном значении семьи как для общества в целом, так и для отдельного человека, и об информационной войне, которая уже давно ведётся против семьи. В связи с этим он упоминает австрийского и американского психолога Вильгельма Райха, который ратовал за отмену социальной критики и требовал полового просвещения и который в 1936 году в своей книге «Сексуальная революция» упрекал большевиков в непонимании того, что они не смогут контролировать человека, если они не разрушат институт семьи(2). Для разрушения института семьи ученик Фрейда предлагал, во-первых, устранить патриархат, т.е. авторитет отца в семье, а во-вторых, удалить мать из семьи, прельстив её карьерой и отправив её на работу. И, действительно, по такому сценарию шло разрушение семьи на Западе: сначала женщины вынуждены были работать, потому что мужчин послали на войну и не хватало рабочих рук, а затем вообще стали требовать равноправия для женщин, в частности, возможности работать наравне с мужчиной. Однако раньше женщина не работала не потому, что она рассматривалась как существо низшего уровня, а потому, что она занималась детьми, и поскольку их, как правило, было много, времени и сил на остальное просто физически не хватало. Сейчас одной из главной причин выхода женщины на работу является нехватка денег для семейного бюджета, и это очередная уловка современной рабовладельческо-капиталистической системы: исследования показывают, что до Второй мировой войны среднестатистический мужчина получал больше, чем сегодня мужчина и женщина вместе. Вот, так сказать, экономическая основа направленных на разрушение института семьи мер.


Однако кроме экономического давления есть также и информационное. В довоенное время люди не прилагали особых усилий на укрепление семьи, потому что институт семьи поддерживался естественным образом благодаря традициям, морали и обществу. Разводы были редким явлением, а измена крайне резко осуждалась обществом, особенно в небольших общинах, сёлах. Даже если в семье и был какой-то разлад, из-за стыда перед людьми супруги не расставались, и для детей в целом это было хорошо. Однако с распадом общин, которые представляют собой семью в расширенном виде, устраняются и те основы, которые поддерживают семью. Мы не осознаём того, что мы находимся в состоянии социального кризиса. По данным статистики на Западе семь из десяти семей разводятся, а ведь эти данные касаются лишь тех, кто официально зарегистрировал свои отношения, а сколько пар просто сожительствуют? Если так продолжится дальше, пар, которые не будут разводиться вообще, будет очень мало. Кто полагает, что это его не касается, слишком оптимистичен, однако, скорее всего, он просто не понимает серьёзности ситуации. Ведь само общество создаёт такое давление, такие силы, которые выталкивают нас из института семьи, и мы их не осознаём, мы просто чувствуем, что они есть и давят на нас. То есть если раньше в традиционном обществе семья была крепкой сама по себе благодаря родственным связям, традициям, то сегодня необходимо прилагать особые усилия на её поддержание. Исследования показывают, что легче всего поддаётся манипулированию изолированный человек, и, наоборот, человек с многими родственниками и друзьями, у которых есть общие ценности, не торопится менять свою точку зрения. Сегодня глобализация как раз и изолирует нас друг от друга, делая уязвимыми. В первую очередь так на нас действует виртуальная реальность. Георге особо подчёркивает этот момент: если человек, особенно подросток, проводит критическое количество часов в виртуальной реальности, которая лишь симулирует настоящее общение, а по сути, отрицает его, — в его мозге формируется такая нейронная сеть, благодрая которой он становится менее предрасположенным к непосредственному общению. Особенно это касается мальчиков. Исследования на Западе показывают, что они уступают девочкам в учёбе, начиная с начальной школы и закачивая университетом и докторантурой, чего не было несколько десятилетий тому назад. В чём причина? Ответ на этот вопрос даёт американский психолог Филлип Зимбардо, который утверждает, что те 10 тысяч часов (критическое количество), которые подростки провели за компьютерными играми и порнографией, изменили в их головном мозге нейронную сеть таким образом, что они не знают языка непосредственного общения, не понимают невербальные послания, у них есть страх и нежелание быть в обществе, не знают, как управлять чувствами — такие подростки в будущем с трудом смогут создать семью.


Чтобы пояснить сказанное о вредоносном влиянии виртуальной реальности, необходимо выделить, с одной стороны, информационную составляющую, смыслы, послания, а с другой — физиологическое влияние. Часто родители полагают, что если их дети будут смотреть хорошие фильмы, мультфильмы, общаться в хороших социальных сетях и т.д., то это им не навредит, разве что зрение может ухудшиться. Однако они даже и не подозревают, какие изменения происходят с мозгом их чад! Так, одним из главных качеств, необходимых для создания полноценной семьи, является эмпатия, сочувствие, сопереживание другому человеку, однако в настоящее время у многих молодых людей оно оказывается неразвитым или недоразвитым. Почему? Потому что виртуальное общение, в котором машина оказывается посредником, а фактически заменяет собой реального собеседника, лишь симулирует настоящее общение, и не позволяет адекватно развить эмпатию, или осознанное сопереживание эмоционального состояния другого человека. В непосредственном общении слова как таковые значат гораздо меньше, чем интонации, язык тела и прочие невербальные послания. В психологии, замечает В. Георге, есть понятие «окно возможностей», предполагающее наличие определённого периода в жизни ребёнка, во время которого он может усвоить те или иные навыки. Пропустив этот период, человек либо вообще не сможет овладеть тем или иным навыком, либо не в полной мере сделает это. Известны примеры детей-маугли — детей, которые были воспитаны животными и так и не смогли или очень плохо овладели человеческим языком. Точно так же ребёнок может пропустить отведённое ему эволюцией время для получения навыков непосредственного общения, которое необходимо для того, чтобы человек смог стать полноценным членом общества и создать семью. Ведь одним из необходимых элементов межличностного общения является способность чувствовать и понимать боль другого человека. При непосредственном общении у детей неизбежно возникают конфликты, у мальчиков иногда случаются потасовки или просто словесные перепалки, и дети учатся понимать чужую боль, сами испытав что-то подобное. Говоря простым языком, если вам никогда не выкручивали руки, вы не поймёте, что чувствует человек, которому вы выкручиваете руку.


Однако виртуальная реальность не только лишает наших детей непосредственного общения и возможности развития эмпатии, но ещё прививает им жестокость. Игры типа «стрелялок» или так называемые «шутеры» (от англ. «shooter» — стрелок) превращают подростков в бесчувственных людей. В. Георге полагает, что в этом причина частых случаев жестоких убийств в школах на Западе, при которых обиженные подростки проносят в школу оружие и без малейших колебаний или сострадания стреляют своим товарищам прямо в голову. Без малейших колебаний! Они же так часто делали это в играх, которые из года в год становятся всё реалистичнее и реалистичнее, так что душевные качества подростков притупляются, происходит так называемая демонизация психики(3), и им не составляет никакого труда повторить это наяву(4). Рассказывая об этом, учёный приводит слова одного майора, инструктора спецназа, который, комментируя действия подростка, застрелившего десяток своих одноклассников, признался, что у его подопечных нет такого хладнокровия, поскольку они понимают, что при нажатии на курок, они лишают другого человека жизни, в то время так для этого юноши убитые были очередной целью из компьютерной игры(5).


Хорошо, скажут читатели, но какое отношение это имеет к семье? Самое непосредственное. Дело в том, объясняет автор, что самая ценная пища для семьи — это общение, причём не только видимое, но и духовное. Очень часто нам только кажется, что мы общаемся или присутствуем в семье, однако на самом деле наши мысли и сердце находятся в другом месте. Взрослые смотрят телевизор, общаются в социальных сетях, и им кажется, что они проводят время вместе с детьми, но дети этого не чувствуют, поэтому повторяют то, что делают их родители или их сверстники: общаются с экранами. Сегодня очень часто женщины внутренне ощущают, что их мужья не проводят время с ними: нет, они дома, но просто выключены из семейного поля, глазами и ушами, мыслями и сердцем находясь в виртуальной реальности. В этом причина многих разводов.


Вообще, все семейные конфликты, по мнению учёного, имеют в основе какую-то скрытую причину. Вот наиболее распространённые из них. Во-первых, юноши вступают в семейную жизнь с притуплённым или вовсе неразвитым из-за указанных выше причин чувством эмпатии, поэтому не могут подарить своим жёнам то эмоционально-душевное общение, в котором те нуждаются, возникает чувство неудовлетворённости, которое может перерасти в неприязнь, придирки, семейные сцены(6). Во-вторых, юноши были воспитаны так, что они не готовы к риску, у них нет умения бороться, нет ответственности за себя и за всю семью. Да, семья приносит радость, и в ней, в конечном счёте, заключено всё, но вместе с тем это и крест, который человек должен нести несмотря ни на что. Современные мужчины не хотят и не могут нести этот крест. Так, если появляются какие-то трудности, например, рождаётся больной ребёнок, мужчины покидают семью. В-третьих, если юноши увлекались просмотром порнографических материалов, то у них возникает искажённое преставление о женщине: с одной стороны, она рассматривается лишь как объект наслаждения, а не как живая душа и будущая мать, а с другой — у мужей оказываются завышенными требования к физической внешности женщины, из-за чего возникает чувство неудовлетворённости. В четвёртых, если девушки увлекались просмотром теленовелл(7) или подобных им материалов, то у них появляются завышенные требования по отношению к качествам, которыми должен обладать их будущий муж: он должен быть также красив, также богат, таким же чутким и внимательным к ним, как тот герой, которого они создали у себя в сознании или подсознании на основании всех сформированных до замужества посланий(8). А поскольку в действительности таких мужчин нет или же они чрезвычайно редки, подсознательно у девушек накапливается недовольство в отношении их будущих женихов, которое после замужества, если оно вообще происходит, может вылиться в конфликт.


Для иллюстрации того, как просмотр теленовелл (или отсутствие такового) может сказаться на состоянии семьи, В. Георге приводит два потрясающих примера. Одна пара развелась из-за того, что женщине показалось, что её муж, находившийся за границей на заработках, в телефонном разговоре односложно и холодно отвечал на её вопросы, из-за чего она решила, что он её разлюбил, поэтому по его приезду она развелась с ним. Сейчас у неё рак яичников, и В. Георге объясняет, что это гормональный тип рака, который возникает из-за гнева. И, действительно, женщина по-прежнему злится на бывшего мужа, хотя он после развода остался один и по-прежнему любит её. В этом случае завышенные ожидания женщины, которые она почерпнула из теленовелл, в сочетании с мнительностью и богатым воображением привели к распаду семьи.


В другом примере мужчина из одного села в Румынии ушёл из дома, не сказав жене, куда и зачем направляется. Когда подружка жены спросила её, где же её муж, женщина просто ответила, что не знает, но при этом она вообще не переживала, хотя мужа не было дома уже два дня. Следует сказать, что муж был серьёзный человек и мог отлучаться по своей работе на некоторое время, но между ним и женой было полное доверие, поэтому его отсутствие никак не беспокоило её.


Второй тип взаимоотношений между мужчиной и женщиной — тип патриархальной, традиционной семьи. Как мы уже писали раньше, для поддержания такой семьи не нужно было прилагать никаких особых усилий, потому что становление мужского и женского архетипа, содержание их ролей происходило естественным образом и передавалось из поколения в поколение. Дети в подобной семье усваивали необходимые для создания семьи ценности, просто подражая взрослым(9), занимаясь теми делами, которые были свойственны их полу, и для них была естественна мысль о том, что по наступлении определённого возраста у них будет своя семья и дети. Сегодня же из-за того, что оба родителя работают, а придя домой, отвлекаются от семейного общения общением в виртуальной реальности, дети просто не могут перенять необходимые архетипы мужчины и женщины — место родителей (и общины, в которой они жили) оказалось занятым виртуальной реальностью, которая создаёт для детей ложный, уводящий от настоящей цели, разрушительный архетип. Мирча Елиаде, знаменитый румынский специалист по истории религий, очень хорошо проанализировал значение архетипов для общества, и пришёл к выводу, что в первобытных обществах человек — существо религиозное, для которого была важна поведенческая модель его мифического предка, героя или божества. Человек и общество ежегодно во время празднеств (обычно это было празднование Нового Года) повторяли совершённые этим архетипом некогда («до начала времён») поступки, и тем самым спасали мир и общество от погружения в хаос. Причём, как отмечает В. Георге, некоторые народы были успешнее других именно благодаря своему эффективному, «работающему на благо людей» мифу, в то время как другие выродились из-за саморазрушительного мифа. Так, одно индейское племя в Южной Америке процветало до тех пор, пока одного вождя не посетило видение, в результате которого он понял, что его люди должны идти на запад, сквозь джунгли к океану, чтобы найти сокровища. И по наступлении определённого возраста все люди отправлялись в путь и неизбежно погибали от диких зверей и трудной дороги. Но посмотрите на современные послания из виртуальной реальности, которые формируют наше сознание с самых ранних лет! Разве они также не побуждают нас идти неведомо куда, в страну, которой на самом деле нет, что в итоге приводит нас к погибели. Что говорят эти послания? Ты самый важный, всё должно происходить для тебя, забудь об ответственности, обязанностях, развлекайся, веселись, жизнь одна, Бога нет, семья это обуза, можно менять партнёров сколько хочешь(10), всё дозволено, ты Бог, вся экономика мира, все ресурсы мира будут твои, если ты обладаешь властью и деньгами. Для многих людей сегодня такого рода послания являются источником глубокой депрессии: мы несчастны, потому что у нас только одна машина, двухэтажный, а не трёхэтажный дом, как у соседа, мы не можем себе позволить отдых на Мальдивах — это просто катастрофа. Этот так называемый «синдром старухи» из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». И вот в поисках мифической страны и богатств они устремляются за рубеж на заработки, полагая, что либо заработают достаточно, чтобы у себя в стране «жить, как люди», либо там «жить, как люди». Однако семья — ячейка общества, и оторвавшись от целого организма, люди как правило теряют с ним духовную связь. Их цели смещаются, а мишура новой жизни гипнотизирует их, и те, ради кого они отправились в эту страну — их дети, — оказываются забытыми, оставленными на попечение бабушек, и это в лучшем случае(11). Даже если формально дети не забыты, рвётся душевная и духовная связь, особенно если родители покидают детей как раз в тот момент, когда те в них особенно нуждаются.


Если же семья полностью эмигрирует, возникает другая ситуация. Во-первых, в совершенно новом свете и гораздо драматичнее представляется обозначенная И.С. Тургеневым тема «Отцов и детей». Здесь конфликт поколений с каждым днём усугубляется радикальным различием базы ценностей, особенно если родители ускоряют интеграцию детей в новое общество, обучая их не родному языку, а языку новой родины, полагая, что так их дети быстрее вольются в новый коллектив. Однако при этом возникает парадоксальное явление. Без полноценной основы родного языка дети не могут в полной мере овладеть новым языком, что доказывается их оценками в школе и соцопросами. В одном графстве в Англии, по словам учёного, местные органы власти в руководстве для эмигрантов настоятельно рекомендуют обучать детей, прежде всего, родному языку(12). Автор ссылается на данные исследований в области эпигенетики(13), согласно которым родная речь находится в определённом участке головного мозга (в отличие от иностранного языка) и неразрывным образом связана с нашей физиологией, питанием, традициями и т.д. Иными словами, мы русские, молдаване, украинцы до мозга костей, изменяя язык, на которым мы говорим, питание, традиции, образ жизни, т.е. резко отдаляясь от образа жизни наших предков, мы рискуем выйти за пределы нашей физиолого-эволюционной «зоны комфорта» и столкнуться с различными психическими и физиологическими заболеваниями.


Что же автор рекомендует в качестве противодействия направленной против семьи комплексной информационной атаке? Во-первых, совершенно так же, как мы готовим детей к работе, карьере, к будущей жизни в обществе, точно так же нужно готовить детей и к семье. Что это значит? Это значит, что мальчика нужно воспитывать как будущего мужчину и мужа, а девочку как будущую супругу и мать. Это означает, что они должны пройти соответствующий опыт(14). Помните, как в сказках мальчик должен не побояться пойти за тридевять земель, сразиться с чудищем, проявить и смелость, и силу, и честность, в то время как девочка должна уметь хранить семейный очаг, быть чуткой, доброй, умной и честной. Как это резко отличается от современного подхода к воспитанию детей на Западе! Известно, что в детских садах и школах на Западе практикуется как раз обратное: девочкам и мальчикам предлагается испытать на себе роли противоположного пола, что является полнейшей дезориентацией их психики, а вместе с толерантностью по отношению к гомосексуализму, предпочтениям в культуре и в моде приводит к феминизации мужчин и к мужеподобности женщин, уменьшению числа нормальных семей и к увеличению численности гомосексуалистов. Многие родители не на шутку обеспокоены этими тенденциями и хотят обезопасить от них своих детей. В. Георге рекомендует мальчикам заниматься спортом, особенно борьбой, поскольку спорт, и борьба в особенности, пробуждают в мальчике мужские качества, приводят к росту мышц, отчего повышается уровень тестостерона, поэтому вероятность, что такие юноши станут гомосексуальными, крайне мала. Кроме того, он советует матерям не держать мальчиков возле своей юбки, а давать им возможность рисковать, лазить, где хотят, пачкаться, драться и т.д. Он ссылается на опубликованные исследования причин гомосексуальности, из которых главная — подавление мужского начала со стороны матери, которая осталась без мужа. Раньше в этом не было опасности для ребёнка, потому что мальчик всё равно видел мужской архетип в лице дяди, деда или других мужчин рода или общины, в то время как сегодня некоторые мамы ненавидят бросивших их мужчин, демонизируют их, занимают их место в семье, что приводит к созданию комплекса неполноценности у мальчика, нежеланию его становиться мужчиной, к тому, что его мужские качества остаются нераскрытыми. Таким образом, если мы хотим, чтобы наши дети выросли мужественными мужчинами и женственными женщинами, мы должны дать им соответствующий опыт. А это значит, сами родители должны быть таковыми! Мужчина — мужественным(15), а женщина — женственной. В первую очередь это проявляется в их одежде и занятиях. Женщина должна, по мнению Георге, носить юбку, поскольку женщина в юбке или платье является архетипом, привлекающим мужчину не телесно, а духовно. Мода «унисекс» (одинаковая для обоих полов) выполняет обратную функцию. Мужчина и женщина не должны спорить о том, кто главнее, а быть, так сказать, на своём месте. Женщина, в первую очередь, является хранительницей очага. Та атмосфера, которую она создаёт в доме, очень важна для того, чтобы мужчина, дети, да и она сама чувствовали себя защищёнными. Это как бы островок невозмутимости, куда можно удалиться и восстановиться после любой стрессовой ситуации. Если такого островка нет, человек уязвим, нестабилен, и особенно женщина, которая подсознательно в силу её предназначения испытывает потребность в таком островке. Мужчина же должен быть активным вовне, уметь рисковать, брать на себя ответственность и стратегически мыслить. Одним из наиболее важных столпов противодействия пагубному влиянию современной культуры на семью автор считает религиозность мужчины: чем религиознее мужчина, тем стабильнее его семья. Для женщины создание семьи является генетически заложенной программой, в то время как мужчина гораздо менее предрасположен к этому, однако для религиозного мужчины семья приобретает моральное значение(16).


Во-вторых, Георге рекомендует проявлять умеренность и даже аскетизм во всех отношениях, в том числе и в еде. Он рекомендует пост как наиболее эффективное средство от большинства болезней тела и от всех болезней души и ссылается на опыт лечебницы в России, в которой постом успешно лечат шизофрению. Кроме того, автор рекомендует не бояться давать детям возможность преодолевать трудности, приводя в пример биографии многих выдающихся личностей, которые стали таковыми благодаря перенесенным в жизни испытаниям. Его любимый пример деревья, которые растут в ветреной местности, — у них гораздо лучше развита корневая система и древесина более высокого качества(17). Умеренность родителей, их самоограничение, которое прививается и детям, в том числе в виде регулярного поста, отказа от роскоши, стимулирует развитие префронтальной коры головного мозга, которая окончательно формируется к 25 годам и благодаря которой мы, собственно, и называемся людьми(18). Человек тем в большей степени является человеком, чем более он может себя контролировать. Мы уже писали выше о синдроме «разбитого корыта» — это причина сильного стресса многих людей. Однако живущий духовной жизнью человек удовлетворён тем малым, что у него есть, и получает радость просто от того, что у него есть нормальная семья, дети, все здоровы, есть крыша над головой, работа, друзья(19).


В-третьих В. Георге говорит о роли самих детей в укреплении семьи. Весьма любопытно, что СМИ нам не рассказывают о том, что с каждым последующим ребёнком стабильность семьи увеличивается на 10%. То есть при десяти детях в семье, что в прошлом было нормой, вероятность развода приближается к нулю. Однако в качестве основного послания большинства современных фильмов и прочей «культурной» продукции выступает другая модель — бездетная пара, которая развлекается, «получая от жизни всё», и для которой дети лишь обуза. Очень часто можно услышать такую программу: я погуляю до 35–40 лет, а потом заведу семью, детей. Такие люди не понимают, что, как мы уже писали выше, с каждым новым партнёром вероятность создания нормальной семьи и рождения детей уменьшается, поскольку человек исчерпывает данный ему природой ресурс — любовь, которую он должен соединить со своей половиной и передать этот импульс детям. Каждая любовная связь оставляет глубокий психофизиологический отпечаток в сознании человека и каждый разрыв — это боль, травма, потому что от тебя отрывается кусок твоей жизни; фундамент, который ты строил для будущего, необходимо воздвигать заново. После определённого количества «романов» что-то в человеке говорит ему, что время обзаводиться семьёй прошло.


Ещё один интересный момент, на котором останавливается автор. В ставших на Западе обычным явлением семейных контрактах прописываются семейные обязанности супругов, что, по мнению автора, является опаснейшей диверсией, поскольку лишь выполненное добровольно, с желанием вручить это как дар любимому человеку имеет вечную ценность. Сделанное же по принуждению, делателем не выполняется как должно, а у того, кому оно предназначено, может возникнуть повод для придирок, поскольку по контракту «бенефициар» оказывается вправе требовать лучшего. Так, если женщина приготовила от души ужин пришедшему с работы мужу, не будучи при этом принуждаема брачным контрактом, то её наградой будут слова благодарности мужа, даже если еда пригорела или что-то в ней не так. Здесь суть не в самой еде, а в том чувстве отдачи, дара, которое в неё вкладывается. А еда, приготовленная по принуждению, по обязанности, в случае изъяна может стать поводом для ссоры, а со временем же вообще становится пресной, отражая чувства повара по отношению к тому, для кого она готовится.


Подведём итог. По мнению автора, в настоящее время мы являемся свидетелями беспрецедентной всесторонней атаки на институт семьи. Общество, экономика, политика, средства массовой информации, интернет и новые технологии либо просто мешают созданию семьи, либо вообще уводят нас на другой путь — жизни для себя, для развлечений, для забвения. Между тем, обособленный человек очень уязвим, легко поддаётся влиянию, подвержен различным зависимостям, не стремится защищать интересы общества, другими словами, представляет собой такую послушную стерилизованную овцу, которая ест, пьёт, спит, ведёт половой образ жизни (но без потомства) и раз в четыре года приходит на выборы. Если мы хотим будущего для нашей семьи и для наших детей, мы должны уметь выявлять и нейтрализовывать эти угрозы. Для этого необходима поддержка со стороны единомышленников, друзей и самой семьи. Однако главным союзником в этой борьбе В. Георге считает Бога. Без полноценной духовной жизни у человека просто нет шансов выжить в этой борьбе — уж слишком неравные силы(20).

 Редакция журнала «Общее Дело»
Февраль 2020 г.

Биографическая справка
Вирджилиу Георге является биофизиком, доктором Университета Аристотеля в Салониках (название докторской работы: «Телевидение и аудио-видео материалы как факторы формирования этоса современного человека»). Автор работ «Влияние телевидения на человеческий разум» (4 тома), «Порнография —  болезнь XXI века" (2011) и др.


1.Вот ссылка на эту лекцию: https://www.youtube.com/watch?v=wzWaX-71Yuc 

2. Георге поясняет, что после революции в России многие пары юридически не оформляли свои отношения, дети часто оставались без родителей, поощрялась «свободная любовь», распущенность, однако с приходом националистически настроенных лидеров СССР изменил свою политику в отношении семьи, за что и был раскритикован В. Райхом.

3. В. Георге рассказывает, как становились бесчувственными палачами революционные деятели в России и в Бессарабии. После определённого количества убитых они не ощущали никаких угрызений совести. Можно ли прощать таких «людей», как предлагает христианство, или же их нужно по справедливости наказывать? Чрезвычайно сложный вопрос. История сербского святого-мученика Вукашина Ясеновацкого, как нам кажется, может нам помочь лучше в этом разобраться. Он был убит хорватским надзирателем концлагеря Жилай Фригановичем в январе 1943 года, убившим к тому времени более тысячи людей, отрезав многим из них уши и носы и выколов глаза. Фриганович хотел заставить старика прокричать «Да здравствует Павелич!» (политический деятель), однако святой отказался. Разозлившийся Фриганович отрезал Вукашину ухо и повторил свой приказ, но, не услышав ничего в ответ, отсёк второе ухо и пригрозил старику отрезать нос, если он не выполнит приказ. Отрезав ему нос, Фриганович пригрозил вырезать сердце старику. Вукашин же, перекрестившись, ответил ему тихо и отчётливо: «Дитя, делай своё дело!» После этих слов у Фригановича началась истерика, и он убил Вукашина, вырезав ему сердце, отрубив руку, которой тот крестился, выколов глаза, перерезав горло и столкнув тело ногами в яму. По записанным психиатром рассказам Фригановича, после убийства Вукашина он ушёл в сильный запой, а в кошмарах ему стал являться Вукашин, повторявший спокойным голосом фразу «Делай, дитя, своё дело», вследствие чего у Фригановича стали чаще происходить приступы необъяснимого бешенства и паники. Очевидно, что Вукашин смог пробиться через демонизированную психику Фригановича к его совести, после чего был запущен процесс наказания (как у Раскольникова). Так представляет себе преображение мира православие и некоторые другие религии; ведь мы связаны друг с другом общими нитями — греха или кармы. Для многих людей проще было бы, конечно, пристрелить такую нелюдь, как Фриганович, рассматривая его как засохшую ветвь, которую, как говорит Евангелие, «отрезают и бросают в огонь».

4. В. Георге рассказывает, что понял сущность этого процесса после разговора с одним наркозависимым. На вопрос учёного, что они чувствуют при принятии наркотиков и почему они не могут избавиться от зависимости, его собеседник ответил, что он чувствует себя выше всего сущего. Так, если человек в нормальном состоянии видит раздавленного машиной ребёнка, он охвачен чувством глубокого сострадания, горя, в то время как для принявшего дозу наркомана это не более чем раздавленный ногою жук. После этих слов учёный понял, что все мы связаны невидимыми нитями, и даже у самого отъявленного злодея и то болит сердце, когда он видит страдающего ребёнка, а наркоман в этом состоянии — нет! Почему? Потому что наркотик выводит его из этого поля межличностных связей, он как сверхчеловек Ницше становится за пределы добра и зла, поэтому способен на что угодно, так же как и подросток с неразвитым чувством эмпатии.

5. В феврале этого года в г. Оргеев (Молдавия) четырнадцатилетний подросток убил двенадцатилетнего, потому что не хотел возвращать убитому ранее взятую у него игровую приставку. https://esp.md/sobytiya/2020/01/19/ubiystvo-rebyonka-v-orgeeve-massovoe-otravlenie-iz-za-vody-zaderzhaniya-na

6. В. Георге говорит о том, что женщина — гораздо более сложно организованный организм и, чтобы добиться своего,  может создать отравляющую атмосферу в семье, если её что-то не устраивает, в то время как мужчина гораздо более прямолинеен.

7. В теленовеллах центральное место, как правило, занимает пара и её романтическая история как двигатель сюжета.

8. «Послание», «повествование» или «нарратив» представляет собой информационную цепочку действий неких персонажей или событий, которые с ними происходят, объединённую некой общей идеей и переданную нам через письмо, речь или образ. Основными элементами послания являются ситуация, персонажи и их поведение. Нас окружает огромное количество посланий: сосед рассказал вам анекдот или новость, вы увидели рекламу по телевизору, прочли историю, посмотрели фотографии друга и т.д. Все эти послания что-то нам сообщают. В. Георге говорит, что человек — нарративная сущность, потому что формирование сознания человека происходит как раз через послания. Человек, воспринимающий послания, невольно отождествляет себя с соответствующим ему героем, а если он по возрасту или статусу ещё не соответствует герою, то он просто запоминает послание, и в будущем при похожей ситуации в реальной жизни его поведение будет определяться поведением героя из послания. Это как маленькая компьютерная программа, софт, автоматически записывающаяся на жёсткий диск — наш мозг. На протяжении всей жизни человека послания собираются в памяти, и их неповторимая комбинация определяет наше мировоззрение, наши ценности и поведенческие модели. Поэтому, если кому-то понадобится изменить сущность человека, его ценности, необходимо просто изменить обращённые к нему послания. См. Новый человек новой эпохи // Общее Дело. — 2018.— №10.

9. Особую роль в процессе передачи культуры и информации у людей выполняют так называемые зеркальные нейроны, благодаря которым мы представляем всё выполняемое другими людьми так, как будто мы сами выполняем это. Поэтому, например, у футбольных болельщиков при просмотре матча выделяется ничуть не меньше адреналина и тестостерона, чем у самих игроков. По утверждению некоторых учёных, наша культура вообще основана на подражании. Так, в одном эксперименте ведущий показал трёхлетним детёнышам шимпанзе и детям такого же возраста, что получить банан можно нажав на кнопку, причём сам он сделал это носом. И вот после этого все детёныши шимпанзе нажимали на кнопку пальцем или рукой, в то время как все дети также нажимали на кнопку носом.

10. Принцип свободной любви, который так рьяно и заслуженно критикуется автором. Партнёры — не брюки, которые можно примерять до бесконечности, пока не найдёшь «свой размер». Природой так устроено, что каждая любовная связь оставляет глубокий эмоциональный отпечаток в психике человека, поднимающий ворох ассоциаций каждый раз, когда возникает похожая ситуация с новым партнёром, что, безусловно, мешает нормальным отношениям. И у этого процесса есть определённый резерв, ведь создан он был для того, чтобы радость этой любви пронести через все невзгоды жизни и вложить это чувство в детей, непрестанно черпая из него силы противодействовать всем испытаниям. Если же человек к моменту женитьбы перепробовал множество партнёров, этот резерв оказывается израсходован, поэтому часто при первом серьёзном испытании семейные узы распадаются.

11. Автор рассказывает, как многие семьи отправлялись на заработки для того, чтобы заработать на постройку дома, но в первый месяц посылали домой 500 долларов, потом четыреста, затем, 300, затем 200, потом вообще переставали присылать.

12. Хороший контраргумент против защитников билингвизма.

13. В переводе с греческого предлог «эпи-» означает «над», «выше», «поверх». Если генетика изучает процессы, которые ведут к изменениям в наших генах, в ДНК, то эпигенетика исследует изменения активности генов, при которых структура ДНК остаётся прежней. Можно представить, будто некий «командир» в ответ на внешние стимулы, такие как питание, эмоциональные стрессы, физические нагрузки, отдаёт приказы нашим генам усилить или, наоборот, ослабить их активность. https://www.popmech.ru/science/55168-epigenetika-mutatsii-bez-izmeneniya-dnk/

14. В. Георге рассказывает, что когда он приезжал в село, его бабушка заставляла его резать кур, когда это было нужно. Хотя она сама могла это делать, но у неё было интуитивное представление о том, что подросток должен усваивать необходимые для мужчины качества. Мы против убийства животных для употребления их в пищу, тем более, что в данном случае убивается беззащитное создание. Другое дело опыт сражения с хищником не ради развлечения, а ради самозащиты или защиты другого человека.

15. В. Георге отдельно останавливается на роли армии в формировании мужского характера. Раньше люди полагали, что только после армии юноша становился настоящим мужчиной. В нашей стране и в бывших странах СССР армия была дискредитирована разложением дисциплины, вопиющей дедовщиной и предательством в руководстве страны. Так, 90-х годах прошлого века многие солдаты молдавской армии не занимались военной подготовкой, а занимались полевыми работами на участках офицеров, строительством, охраной садов. Бессмысленная братоубийственная война в Приднестровье и возможность повторения подобного конфликта была ещё одним поводом не служить в армии. С другой стороны, некоторые страны с особой серьёзностью относятся к необходимости предоставить гражданам возможность пройти военную подготовку. Так, в Израиле военная служба обязательна для всех и длится три года. В Швейцарии, соблюдающей нейтралитет, самый большой военный бюджет на душу населения. Там мужчины всех профессий от 19 до 31 года ежегодно проходят двухнедельную военную подготовку. Всего они служат 260 дней, распределённых на 10 лет.

16. Он приводит в пример историю одного мужчины, который был пьяницей, бил жену, но после того, как ему случилось побывать на Афоне, он крайне изменился, став чуть ли не фундаменталистом, запрещающим жене смотреть телевизор, потому что, по его мнению, по-настоящему православный человек не может смотреть такую дрянь, которую там показывают.

17. Мы добавим к этому примеру то, что без ветра деревья вообще стали бы хрупкими и обломались, что было случайно доказано в результате эксперимента «Биосфера-2», в рамках которого восемь человек (четверо мужчин и четыре женщины) прожили в замкнутой экологической системе (под куполом) около двух лет, о чём мы писали в журнале «Общее Дело» №5.

18. «Человек» — происходит от слова «чело», в котором и находятся важнейшие зоны головного мозга.

19. В. Георге говорит, что чем ближе человек находится к Богу, тем более он испытывает радость от каждого мгновения, и наоборот, мрачность, раздражительность, уныние являются признаками того, что человек удаляется от Бога. Как сказано в Бхагавадгите: «Но человек, насыщенный Атманом, в Атмане обретает радость, кто успокоился в Атмане, у того не должно быть заботы».

20. В качестве послесловия. Коллега В. Георге, мать семерых детей, Юлия Цоца рассказала о своём проекте «Scoala Familiei» («Школа Семьи»), в рамках которого проводятся семинары для родителей и всех желающих для укрепления семей. Вот некоторые из её главных мыслей. Во-первых, родители, которые жалуются на то, что школа и общество испортили их детей, неправы, поскольку они сами провели с детьми гораздо меньше, чем нужно времени, для того чтобы минимизировать любое вредное влияние. Во-вторых, быть родителем есть самое большое испытание для человека. Если мы исправляемся сами, у наших детей появляются шансы. В-третьих, многие родители довольствуются формальным общением, спрашивая детей: «Что ты ел, что задали, что было в школе?». Такое общение бесплодно, и даже вредно. В-четвертых, мы очень часто критикуем. Это происходит из-за усталости, стресса, но это вредно как модель. Наши дети могут подумать: зачем мне такая жизнь, не хочу жениться и заводить детей, чтобы у них не было подобного. Поэтому прежде, чем что-то сказать, нужно подумать: помогает ли это нашим взаимоотношениям или наоборот ухудшает их.