ПРИТЧИ


 

 ЛУЧШАЯ КУКУРУЗА

Репортёр как-то спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом своей кукурузы, которая год за годом выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздаёт лучшие початки для засева всем своим соседям.
— Зачем же раздавать лучшие зёрна соседям, если они постоянно, наряду с вами, участвуют во всех конкурсах и становятся конкурентами?
— Понимаете, — улыбнулся фермер, — ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. Если я сею хорошую кукурузу, я должен позаботиться о соседях и помочь им посеять такую же. А как уж каждый из нас будет ухаживать за посевами — это другой вопрос.

 

 

ЖИЗНЬ ЛИСТИКА

Жил-был один листик. Однажды сильный ветер сорвал его с дерева, и его понесло, то вверх, то вниз. Маленький воробышек, который в этом году только вылупился, спросил его: «Почему ты упал с дерева?»
«Я не упал, мне просто надоело висеть на нём», — ответил листик.
«А куда ты летишь?» — опять спросил любопытный воробей.
«Куда хочу, туда и лечу. Захочу, полечу вверх, захочу — вниз. Я свободный лист», — сказал листик.
Надо сказать, что он был слишком гордый и высокомерный, чтобы признать, что он не умеет летать и что он полностью подчинён внешним влияниям, например, ветру, хотя, может, он и в действительности так думал.
Когда ветер немного стих и листик упал в ручеёк, воробышек вновь спросил его: «А почему ты перестал летать и упал в воду и куда теперь направляешься?»
«Я никуда не падал», — обиженно ответил листик — «просто мне надоело летать и захотелось поплавать, а плыву я, куда захочу, ведь я свободный лист и сам решаю, что мне делать».
«А почему ты не поплывёшь в другую сторону?», — поинтересовался воробышек.
«Сколько раз тебе можно объяснять, раз я не плыву туда, значит, не хочу, ведь я делаю лишь то, чего хочу сам», — раздражённо ответил листик и поплыл дальше по течению.
Через несколько дней воробышек уже научился летать и, совершая свой третий полёт, увидел своего старого знакомого-листика, но тот так изменился, что птенец не сразу и узнал его. «Привет листик», — пропищал он — «как дела? Почему ты пожелтел, кто с тобой это сделал?»
«Никто ничего со мной не делал, мне просто захотелось сменить свой цвет вот я, и стал жёлтым», — ответил листик.
Воробушек поверил листику и после этого случая стал считать листьев высшими существами, ибо не мог понять, как можно летать без крыльев и плавать без ног, а уж тем более по своему желанию менять цвет.
Но вот наступила осень, и всё чаще и чаще стали слетать с деревьев листья, но воробушек никогда не видел, чтобы они летели против ветра, а когда они попадaли в ручей, никто из них не плыл против течения, разве что очень сильный ветер толкал их. И никогда он не видел, чтобы какой-нибудь лист остался зелёным и «захотел» не менять свой цвет. Он повзрослел и приобрёл жизненный опыт, а вместе с этим изменил своё отношение к листьям, живущим в иллюзии самоуспокоения, что они управляют своей жизнью. А ещё он узнал, что есть ещё другие существа, которые считают себя ни от чего не зависящими — это люди. Их поведение и жизнь в целом зависят от внезапных порывов эмоций, чувств и желаний, которые исходят неизвестно откуда и несут их неизвестно куда, и никто, за исключением немногих, не пытается бороться с ними, и есть только единицы, покорившие их. А ещё они считают людей, чей ветер желаний и чувств дует в другом направлении странными лишь потому, что их несёт не в том направлении, что и их.
Он так и не смог понять, почему они так себя ведут, почему им, таким слабым, но, потенциально таким сильным, так нравится утешать себя сказкой о своём всемогуществе вместо того чтобы пытаться противостоять порывам «ветров» или даже научиться управлять ими, ведь люди — это существа, которым это подвластно, которые сами могут решать в каком направлении им странствовать по безбрежным водам жизни.
И воробышек решил, что лучше признать, что ветер может снести тебя и изменить намеченный путь, но иметь возможность противостоять ему, чем говорить, что ветер не властен над тобой и ты летишь именно туда, куда хочешь, когда он несёт тебя в обратном направлении.

 

 

БУДЬ КАК КАРАНДАШ

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
— Ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
— Он точно такой же, как все карандаши!
— Всё зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Высшей силой. Доверяй этой силе и учись чувствовать её.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.

 

 

СТАКАН С ВОДОЙ

Профессор взял в руку стакан с водой, вытянул руку вперёд и спросил своих учеников:
— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
В аудитории оживлённо зашептались…
— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может, и все 500! — стали раздаваться ответы.
— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдёт, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
— Ничего!
— Действительно, ничего страшного не случится, — ответил профессор. — А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
— Ваша рука начнёт болеть.
— А если целый день?
— Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, — сказал один из студентов.
— Как, по вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать?
— Нет! — растерянно ответили студенты.
— А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
— Просто поставьте стакан на стол! — весело сказал один студент.
— Точно! — радостно ответил профессор. — Так обстоят дела и со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.

 

 

БЕЗ ГРУЗА АВТОРИТЕТА

Когда будущий математик Джордж Данциг был ещё студентом, с ним произошла следующая история. Джордж относился к учёбе очень серьёзно и часто засиживался до поздней ночи. Однажды он из-за этого немного проспал и пришёл на лекцию профессора Неймана с 20-минутным опозданием. Студент быстро переписал две задачи с доски, полагая, что это домашнее задание. На их решение у Джорджа ушло несколько часов, и на следующий день он принёс решение профессору. Тот ничего не сказал, но через несколько недель ворвался в дом Джорджа в шесть утра. Оказалось, что студент нашёл правильное решение двух ранее неразрешимых задач математики, о чём даже и не подозревал, так как опоздал на занятие и не слышал преамбулы к задачам на доске. За два часа ему удалось решить не одну, а две задачи над которыми маститые математики мучились многие годы. Джордж не был ограничен славой этих задач как неразрешимых, он просто не знал, что это невозможно.

 

Джордж Бернард Данциг — американский математик

 

ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩЕЕ СПОКОЙСТВИЕ?

Жил-был один король. И захотелось ему такую картину, которая излучала бы умиротворение и покой. Чтобы каждый раз, глядя на нее, на душе становилось спокойнее и легче. Наградой за такую картину был мешок золота. Многие художники принялись за работу. Когда все картины были написаны, король осмотрел их, но среди них лишь две привлекли его внимание. На одном полотне было изображено тихое озеро. Оно, как зеркало, отражало возвышающиеся вокруг него горы и голубое небо с белыми облаками. На берегу росли диковинные цветы, а над ними порхали пестрые бабочки. Каждый, кто смотрел на эту картину, был убеждён, что это и есть совершенная картина покоя. На втором полотне были горы — острые и угрюмые. Над ними бушевало небо, шёл ливень и сверкали молнии. По горной стене падал пенящийся водопад. Это выглядело никак не мирно. Однако, присмотревшись, король увидел у водопада под небольшим каменным козырьком крошечный кустик, растущий из расщелины в скале. На нём птица свила гнездо. Там, в окружении стремительно падающей бушующей воды, несмотря ни на что, она продолжала высиживать птенцов. Именно эту картину и выбрал король. Покой — это не то место, где тихо и мирно, где нет шума или беспокойства. Покой — это когда при всём этом, вы сохраняете мир и спокойствие в своём сердце(1). А вам удаётся сохранять мир и покой в своем сердце, когда вокруг «бушует ураган»?


1.В одном из размышлений на тему мира Б.Л. Смирнов, нейрохирург-академик и переводчик древнеиндийского эпоса «Махабхарата», говорил следующее: «На востоке все народы приветствуют: «Мир тебе!», «Салам алейкум». С древних врёмен Восток умел постигнуть великое значение этого слова для духовной жизни… Прекрасно это выражено в «Голосе Безмолвия»: «Да будет тело твоё в движении, ум в покое, а душа прозрачна и светла, как горное озеро». Ганди целую жизнь свою боролся за мир, и Он, и Рамакришна душу свою положили за него, но и они понимали этот мир не как равнодушие, но страдали за мир и умели любить ближнего и дальнего. Это умение является достоянием большого труда...//Величина шрифта примечания такая же, как и текста. Обращаю на это внимание.//