ИСТОРИЯ – АРХЕОЛОГИЯ – ЭТНОГЕНЕЗ

 

Светлана Жарникова
МЫ КТО В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ?(1)


В северорусских говорах слова зачастую несут в себе более архаичный смысл, чем тот, который в изменённом и отшлифованном виде сохранился в священном языке жрецов Древней Индии. В северорусском «гаять» — убирать, хорошо обрабатывать, а в санскрите «гайя» — дом, хозяйство, семья. В вологодских говорах «карта» — это вытканный на половике узор, а в санскрите «карт» — прясть, отсекать, отделять. Слово «прастава», то есть тканая орнаментальная или вышитая полоса, украшающая подолы рубах, концы полотенец и в целом декорирующая одежду, в санскрите означает хвалебная песнь: ведь в гимнах Ригведы священная речь постоянно ассоциируется с орнаментом ткани, а поэтическое творчество мудрецов сравнивается с ткачеством — «ткань гимна», «ткать гимн» и так далее. Вероятно, именно в северорусских говорах надо искать объяснение и тому, как готовился ритуальный хмельной напиток сома. В текстах Ригведы постоянно упоминается некая «жертвенная солома», необходимая для приготовления сомы:
«С поднятым ковшом расстилая жертвенную солому при жертвоприношении во время прекрасного обряда, я переворачиваю (её, чтобы она дала) больше места богам» или «На жертвенной соломе этого мужа выжат сома для жертвоприношения (этого) дня,  — произносится гимн и (пьется) хмельной напиток».

«Ригведа», «веда гимнов» — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы на ведийском языке. «Ригведа» входит в число четырёх индуистских религиозных текстов, известных как Веды.


Сому, как известно, смешивали с молоком и мёдом. Но именно в Вологодской области использовалось приспособление из соломы, сложенной в виде решетки для процеживания пива. Поэтому таинственный напиток богов был не настоем эфедры или мухоморов, не молочной водкой, как предполагают ряд исследователей, а, судя по всему, пивом, секреты приготовления которого до сих пор сохраняются в тайне в глухих уголках русского Севера. Так, старожилы рассказывают о том, что раньше пиво (а сейчас и водку) кипятили с молоком и мёдом и получали хмельной напиток с удивительными свойствами.


Но не только в деревнях русского Севера можно услышать эти удивительные слова. Вот стоят две молодые и вполне современные женщины во дворе вологодского дома, и, вероятно обсуждая третью, одна из них говорит: «Дивья ей в норке ходить, мужик такие деньги зарабатывает». Что это за странное слово "дивья"? Оказывается, оно означает буквально следующее: хорошо, легко, удивительно. Есть ещё слово дивье — чудо, нечто поразительное. А на санскрите? Совершенно верно, дивья значит удивительный, прекрасный, чудесный, небесный, великолепный.


Или ещё один городской разговор: «Такая лужища во дворе, водопровод прорвало. Вот она кульнула и руку-то сломала». Судя по всему, неудачница, о которой шла речь, упала в воду. Снова возвращаясь к санскриту, заметим, что там кулья или кула — ручей, река. Но реки с таким названием есть и на русском Севере: Кула(2), Кулой, Кулать, Кулом и так далее. И кроме них —  ещё масса речушек, озёр и населённых пунктов, названия которых можно объяснить, обратившись к санскриту. Объём журнальной статьи не позволяет привести здесь весь огромный перечень, насчитывающий тысячи названий, но вот некоторые из них. Интересно, что названия многих рек — «священных криниц», — встречающиеся в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», есть и у нас на русском Севере. Перечислим те, которые совпадают дословно: Алака, Анга, Кая, Куижа, Кушеванда, Кайласа, Сарага. А ведь есть ещё реки Ганга, Гангрека, озёра Ганго, Гангозеро и многие, многие другие. Наш современник, выдающийся болгарский лингвист В. Георгиев отмечал следующее очень важное обстоятельство: «Географические названия являются самым важным источником для определения этногенеза данной области. В отношении устойчивости эти названия неодинаковы, наиболее устойчивы названия рек, особенно главных». Но для того чтобы сохранились названия, необходимо сохранение преемственности населения, передающего эти названия из поколения в поколение. В противном случае приходят новые народы и называют все по-своему. Так, в 1927 году отряд геологов «открыл» самую высокую гору Приполярного Урала. Она называлась у местного коми-населения Нарада-Из. «Из» — по-коми — гора, скала, а вот что значит Нарада, никто объяснить не мог. И решили геологи в честь десятилетия Октябрьской революции и для понятности переименовать гору и назвать её Народной. Так она теперь и называется во всех географических справочниках и на всех картах. А ведь в древнеиндийском эпосе рассказывается о великом мудреце и сподвижнике/кого?/ Нараде, жившем на Севере и передававшем веления Богов людям, а просьбы людей Богам.


Ту же самую мысль высказал ещё в 20-х годах нашего века великий русский учёный академик А. И. Соболевский в своей статье «Названия рек и озёр русского Севера»: «Исходный пункт моей работы — предположение, что две группы названий родственны между собой и принадлежат к одному языку индоевропейской семьи, который я пока, впредь до подыскания более подходящего термина, именую скифским».

Алексей Иванович Соболевский (26 декабря 1856 [7 января 1857], Москва — 24 мая 1929, там же) — российский и советский лингвист, палеограф, историк литературы, славист, педагог. Член Императорской Академии наук.


В 60-х годах нашего века шведский исследователь Г. Ехансон, анализируя географические названия Севера Европы (в том числе и русского Севера), пришёл к выводу, что в основе их лежит какой-то индоиранский язык.


Названия северорусских рек:

Значение слов на санскрите:

Варила

варила — дающий воду

Важа

важа — сила, быстрота, шум воды

Варз

варз — поливать, осыпать дарами

Валга

валгу — приятный, прекрасный

Вель

вела — граница, предел, речной берег

Дан

дану — капля, роса

Ира

ира — освежающий напиток

Индига, Индега, Индоманка

инду — капля

Карака

карака — сосуд для воды

Кала

кала — черный, тёмный

Лала

лал — играть, переливаться

Куша

куша — священная трава, вид осоки

Падма

падма — цветок кувшинки, лилии, лотос

Панка (озеро)

панка — ил, тина

Сагара

сагара — впадающий в море, ручей

Сара

сара — сок, нектар, вода

Сухона

сухана — легкопреодолимая

Харина

харина — гусь, золото

Шона

шона — река

 

«Так в чем же дело и как попали санскритские слова и названия на русский Север?» — спросите вы. Всё дело в том, что не из Индии пришли они на Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Новгородскую, Костромскую, Тверскую и другие русские земли, а совсем наоборот.


Обратите внимание на то, что последнее по времени событие, описанное в эпосе «Махабхарата», — это грандиозная битва между народами пандавов и кауравов, которая, как считается, произошла в 3102 году до н. э. на Курукшетре (поле Куру). Именно с этого события традиционная индийская хронология начинает отсчёт самого плохого временного цикла — Калиюги (или времени царства богини смерти Кали). Но на рубеже 3-4-го тысячелетия до н. э. племён, говоривших на индоевропейских языках (и, естественно, на санскрите), на полуострове Индостан ещё не было, Они пришли туда значительно позже. Тогда возникает естественный вопрос: где же они воевали в 3102 году до н. э., то есть пять тысячелетий назад?

«Махабхарата», «Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру — древнеиндийский эпос, одно из крупнейших литературных произведений в мире.


Еще в начале нашего века на этот вопрос пытался ответить выдающийся индийский учёный Бал Гангадхар Тилак, анализируя древние тексты в своей книге «Арктическая родина в Ведах», которая вышла в свет в 1903 году. По его мнению, родина предков индо-иранцев (или, как они себя называли, ариев) находилась на Севере Европы, где-то около Полярного круга. Об этом свидетельствовали дошедшие предания о годе, который делится на светлую и тёмную половину, о замерзающем Молочном море, над которым сверкает Северное сияние («Блиставицы»), о созвездиях не только приполярных, но и заполярных широт, кружащихся длинной зимней ночью вокруг Полярной звезды. Древние тексты рассказывали о весеннем таянии снегов, о незаходящем летнем солнце, о горах, протянувшихся с запада на восток и делящих реки на текущие на север (в Молочное море) и текущие на юг (в Южное море).

Локаманья Бал Гангадхар Тилак;23 июля 1856, Ратнагири, Бомбейское президентство, Британская Индия — 1 августа 1920, Бомбей, Британская Индия — индийский националист, консерватор, сторонник ортодоксального индуизма[2][3] и борец за независимость Индии от британского колониального господства: первый лидер индийского движения за независимость — «сварадж», букв. «своя власть», член группировки «Лал Бал Пал», участвовал в деятельности Индийского национального конгресса (ИНК), участвовал в движении свадеши. Неоднократно приговаривался к тюремному заключению, в 1908 году — к 6 годам каторги[4]. Автор «арктической гипотезы» о прародине «ариев» («арийцев» — индоевропейцев).


Именно эти горы, объявленные рядом учёных «мифическими», стали камнем преткновения для исследователей, попытавшихся вслед за Тилаком определить более конкретно, где же всё-таки находилась страна, описанная в Ведах и «Махабхарате», а также в священной книге древних иранцев «Авесте». К сожалению, индологи редко обращаются к русским областным диалектным словарям, практически не знают центральнорусской и тем более северорусской топонимики, не анализируют географические карты и почти не заглядывают в работы своих коллег из других областей науки: палеоклиматологов, палеоботаников, геоморфологов. Иначе они давно бы обратили внимание на отмеченные светло-коричневым цветом на карте Европейской части России протянувшиеся с запада на восток возвышенности, называемые Северными Увалами. Именно они, соединяясь с Тиманским кряжем, Приполярным Уралом на востоке и возвышенностями Карелии на западе, создают ту дугу возвышенностей, которая, как считали древние арии, делила их землю на север и юг.

Северные Увалы — холмистая возвышенность в северной части Восточно-Европейской равнины. 
Водораздел бассейна рек Волги  и  Северной Двины. Расположена на территории Вологодской, Костромской, Нижегородской и Кировской областей и Республики Коми, а также Пермского края. 


Именно на этих широтах помещал Птолемей (II век н. э.) Рипейскне, Гиперборейские или Алаунские горы, аналогичные священным горам Меру и Хара арийской древности. Он писал, что «внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами».


Здесь имеет смысл обратиться к описанию ландшафтов Вологодской губернии, сделанному в 1890 году Н. А. Иваницким: «По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Устьсысольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы или плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем». Надо полагать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как и их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности этого названия. Если бы, исследователи, занятые поисками арийской прародины и священных гор ариев, обратились к «Географии» Птолемея, работам северорусских краеведов прошлого и начала нынешнего веков или к трудам современных геоморфологов, то многие проблемы были бы давно сняты.


Так, один из крупнейших геоморфологов нашего времени Ю. А. Мещеряков называл Северные Увалы «аномалией Русской равнины» и подчеркивал, что именно они являются главным водоразделом бассейнов северных и южных морей. Говоря о том, что более высокие возвышенности (Среднерусская и Приволжская) уступают им роль главного водораздельного рубежа, он сделал следующий вывод: «Среднерусская и Приволжская возвышенности возникли лишь в новейшее (неогенчетвертичное) время, когда Северные Увалы уже существовали и были водоразделом бассейнов северных и южных морей». И именно там, где протянулись с запада на восток Северные Увалы, в наибольшей степени сохранились до наших дней названия рек, озёр, сёл и деревень, объяснимые только при помощи священного языка ариев — санскрита. Именно здесь в ткачестве и вышивке русских крестьянок до середины XX века стойко сохранялась традиция древних геометрических орнаментов и сюжетных композиций, истоки которых можно найти в различных археологических культурах Евразии. И прежде всего это те орнаменты, зачастую очень сложные и трудновыполнимые, которые были визитной карточкой арийской древности.
Во 2-м тысячелетии до н. э. (а возможно, и несколько раньше) пришли в северо-западную Индию племена земледельцев и скотоводов, именующих себя ариями. Но ушли ведь не все. Какая-то часть, наверное, всё-таки осталась на исконной территории.


В июне 1993 года мы, группа работников науки и культуры Вологодской области и наши гости (фольклорный коллектив из Индии, штат Западная Бенгалия), плыли на теплоходе по реке Сухоне, от Вологды до Великого Устюга. Индийским коллективом руководили две женщины с удивительными именами: Дарвини (дарящая свет) и Васанта (весна). Теплоход медленно шёл по прекрасной северной реке. Мы смотрели на цветущие луга, вековые сосны, на деревенские дома (двух-трехэтажные хоромины), на полосатые отвесные берега, на тихую гладь воды, любовались пленительной тишиной белых северных ночей. И вместе удивлялись, как много у нас общего. Мы, русские, — тому, что наши индийские гости могут практически без акцента повторять за нами слова популярной эстрадной песни. Они, индийцы, — тому, как знакомо звучат названия рек и деревень. А потом мы вместе рассматривали орнаменты, выполненные именно в тех местах, мимо которых шёл наш теплоход. Сложно описать то чувство, которое испытываешь, когда гости из далёкой страны, указывая то на одну, то на другую вышивку XIX-начала XX века вологодских крестьянок, наперебой говорят: «Это есть в Ориссе, а это в Раджастхане, а это похоже на то, что делается в Бихаре, а это — в Гуджерате, а это, как у нас, — в Бенгалии». Было радостно ощущать крепкие нити, связывающие нас через тысячелетия с далёкими общими предками(3).

 

Примеры схожести вологодских и индийских орнаментов:


В 1914 году Валерий Брюсов написал стихи, подтверждением которых, видимо, станет не одна научная работа.


Не надо обманчивых грёз,
Не надо красивых утопий,
Но Рок поднимает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?
Случайные гости? Орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Всё губит в бессмысленной злобе?
Иль мы — mom великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поёт
Созвучно с напевом санскрит.

 

Комментарий Ю.В. Иванова

ТЕРНИИ И ЗВЁЗДЫ СВЕТЛАНЫ ЖАРНИКОВОЙ

Исследования советского и российского этнографа и искусствоведа, члена Русского географического общества, кандидата исторических наук – Светланы Васильевны Жарниковой в области древнейших связей славянских и древнеиндийских языков, их структурного и генетического родства, поиски северорусской (арктической) прародины индоевропейцев, всегда вызывали неоднозначную реакцию, как в мире исторической науки, так и в общественной среде, интересующейся этими вопросами. Гипотеза об арктической прародине индоевропейцев и творцов древнеиндийских Вед – первоначально была выдвинута ещё в начале XX века индийским мыслителем и радикальным деятелем индийского национального движения Б. Г. Тилаком. Она имеет своих давнейших последователей среди индийских интеллектуалов, теософов и зороастрийцев, а в постсоветское время стала популярной среди многих любителей и исследователей древнеславянской и индоевропейской старины. Вслед за известным индологом Н. Г. Гусевой Светлана Жарникова развивала идею о близком родстве славянских языков и санскрита и утверждала, что прародина «ариев» лежала на Русском Севере, где, по её мнению, располагалась легендарная гора Меру. Подтверждением этой гипотезы Жарникова считала имеющееся, по её мнению, особое сходство санскрита с северорусскими говорами. Она пыталась доказать, что как индо-иранцы, так и славяне унаследовали от Трипольской культуры, или ещё от позднепалеолитических предков, основы мифологического пантеона и коренные мировоззренческие идеологемы, в частности – символ свастики. При помощи санскрита Жарникова объясняла топонимию и гидронимию Русского Севера. Она положительно оценивала популярные любительские экспедиции на север по поиску гиперборейской «арийской» прародины, называя их «научным подвигом» во славу России и её будущего.


Однако официальная наука с самого начала приняла в штыки исследования Жарниковой и поспешила вставить её имя в длинный список лжеучёных, хотя она была солидным историком и имела научные степени и звания. Например – историк Д. С. Логинов отмечал, что утверждения Жарниковой игнорируют развитие языковых систем и противоречат всей совокупности данных современной науки(4).  Топонимист А. Л. Шилов, критикуя трактовку Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, писал: «…может быть, признание „тёмных“ названий принципиально неопределимыми всё же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера — Двина, Сухона, Кубена, Стрига»(5).


Поток критики, лившийся на труды и работы Жарниковой, практически не исчерпывался до её ухода в 2017 году. Однако и число последователей росло в не меньшем количестве, а с появлением новых средств передачи информации – возросло многократно и сделало её имя известным и популярным… Очень положительно отзывается о Жарниковой и её трудах российский поэт, писатель, историк и публицист Андрей Антонов, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, который был лично знаком со Светланой Васильевной и не раз посещал её лекции. Академик Б. А. Рыбаков – один из столпов советской и российской исторической науки, регулярно давал положительные рецензии на её работы о приполярной прародине «ариев». Сам академик в своё время убедительно, хоть и осторожно, обосновал происхождение славян и индо-иранцев от поздних трипольцев, сравнив археологические памятники Триполья с космогоническими мифами, отражёнными впоследствии в Ведах. В частности, он показал, что образ ведийского титана Пуруши имеет своего прародителя в ранних земледельческих культах – в виде изображения раздвоенного солнечного великана на трипольском горшке из молдавского села Петрены(6). Уже ближе к концу жизни академик начал открыто пользоваться термином «арийцы» и утверждал, что, сравнивая нынешние диалекты восточнославянских языков с индийскими языками и наречиями, можно более точно определить пути миграции древних индо-ариев с Русской равнины.


Работы Светланы Жарниковой, в последние годы её жизни, поддержал основатель «ДНК-геналогии» профессор А. А. Клёсов, который является автором серии публикаций о праславянском происхождении тех народов, кого он именует «легендарными ариями». Он называет Y-хромосомную гаплогруппу R1a1 «славянской» и «арийской»:
«Мы уже с полным основанием можем называть их ариями, вместо безликого R1a1, и уж тем более вместо неуклюжего „индоевропейцы“ или „протоиндоевропейцы“. Арии они, дорогой читатель, арии. И ничего „индо-иранского“ в них не было, до того, естественно, пока не пришли в Индию и Иран. И язык они не из Индии или Ирана получили, а напротив, свой туда принесли. Арийский. ПраславянскийСанскрит. Или протосанскрит, если угодно… Арийские языки — вот основа и европейских языков, и санскрита, и „индоевропейских“ иранских языков. На Днепре, Доне и Урал-реке жили не „ираноязычные народы“. Славяне там жили, праславяне, арии, и это был их язык. Это они принесли свой язык в Индию, Иран, Афганистан»(7).


Однако и в этом случае официальная наука до сих пор находится в тяжёлом споре с исследованиями и заключениями автора «ДНК-генеалогии», хотя генетические методы определения миграций древних народов становятся всё более популярными и основательными, а мысль о едином предке у славян и индо-иранцев, которому как минимум около 5500 лет, постепенно укореняется в среде исследователей и популяризаторов индоевропейской истории.


К большому сожалению, Светлана Жарникова совсем немного не дожила до сенсационных открытий эстонских учёных, которые произвели в 2020 году ДНК-анализ ряда захоронений Фатьяновской археологической культуры… Как известно  Фатья?новская культу?ра — археологическая культура III тыс. до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант Культуры боевых топоров (шнуровой керамики). На основе анализа серии радиоуглеродных дат с фатьяновских памятников, охватывающих хронологический интервал от 2750 до 1900 лет до н. э., Н. А. Кренке, исходя из археологического контекста, выдвинул гипотезу о том, что время существования фатьяновской культуры определяется древней группой полученных радиоуглеродных дат — от 2750 до 2500 (2300) лет до нашей эры(8). Культура названа по могильнику, открытому в 1873 году инженером Андионом при работах в гравийном карьере у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино и станции Уткино(9) (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Фатьяновский могильник в 1875 году исследовали археологи Алексей Уваров, Евграф Дьяконенко и Владимир Антонович, а затем — Алексей Ивановский и Иван Поляков. В 1879 году фатьяновские черепа, диоритовые топоры и шарообразные сосуды были экспонатами антропологической выставки в Москве(10). Восточную часть Фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную Балановскую культуру.


В результате исследований эстонскими палеогенетиками образцов, извлечённых из захоронений Фатьяновской культуры, Y-гаплогруппа была определена у 14 мужчин, все имели маркер гаплогруппы R1a-M417. У 6 из них удалось определить Y-гаплогруппу на бoльшую глубину, все они оказались принадлежащими к R1a-M417, т. е. индоиранской ветви, распространённой в Центральной и Южной Азии(11).


После этих сенсационных открытий, о которых стыдливо молчит западная наука, да и не спешат говорить российские учёные, можно уже гораздо более доверительно отнестись к поискам и находкам, как и Светланы Жарниковой, как и Анатолия Клёсова, так и других исследователей языковых параллелей и родственных связей между славянскими языками, текстами Авесты и прасанскритом Вед, а также последующим классическим санскритом древнеиндийской мифологии и литературы. Ибо стало очевидным, что фатьяновцы, имевшие единого предка со славянами по гаплогруппе R1a, а в реальной жизни являвшиеся одной из северо-восточных ветвей протославян, как раз и были первыми индо-иранцами, индо-ариями, или просто – ариями, как они себя именовали в священных текстах Вед и Авесты, пришедшими в Индию и Иран с Русской равнины!..


В этом плане становится понятным отрицание и замалчивание этих фактов западной исторической наукой, так как теория западноевропейского культурного, интеллектуального и духовного превосходства над «дикими и варварскими» славянами – рушится на глазах. Ибо теперь становится очевидным, что именно предки славян, двинувшиеся на Восток во втором тысячелетии до нашей эры, создали величайшие цивилизации Азии, напитав их могучей духовно-культурной энергией своего грандиозного космического миропонимания и светопредставления, в то время, когда предки нынешних западноевропейцев ещё прозябали в примитивности и невежестве «тёмных» веков.

Вопрос об арктической гиперборейской арийской прародине по-прежнему остаётся открытым, так как уходит в гораздо большие временные и пространственные глубины, и нуждается в более тщательных и обширных исследованиях, в том числе и дна российских арктических морей южной оконечности Северного Ледовитого океана. Так как за последние 15-13 тыс. лет его уровень поднялся более чем на сто метров, и многие северные земли Русской равнины стали подводным шельфом северных морей, что сильно затрудняет возможность археологических поисков и открытий. Но есть надежда, что невозможное сегодня – станет возможным в недалёком завтра, и нам откроются новые тайны нашего забытого великого прошлого, которые позволят нам более точно и верно творить наше светлое радостное будущее.

 

1. Печатается по опубликованной электронной статье http://ruspravda.info/Svetlana-ZHarnikova-Mi-kto-v-etoy-Staroy-Evrope-32369.html

2. Удивительно, но у нас в Молдавии тоже есть речка Кула, впадающая в Реут возле города Оргеев. — Ред.

3. В другой статье, или, вернее, интервью, С. Жарникова рассказывает, что ничуть не удивилась, когда ей сообщили, что один профессор из Индии, приехавший в Вологду и не знавший русского языка, через неделю отказался от переводчика. "Я и сам достаточно понимаю вологжан, — заявил он, — поскольку они говорят на испорченном санскрите". https://499c.ru/pochemu-vologodskii-govor-ne-nuzhdaetsya-v-perevode-na-sanskrit/

4. Логинов Д. С. О современном состоянии вопроса о происхождении индоевропейцев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитаные науки. 2017. № 05. С. 22—26.

6. См.: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М. 1993.; Л. Н. Рыжков. О древностях русского языка.  М. 2002. С. 157.

8. Кренке Н. А. Радиоуглеродная хронология фатьяновской культуры // Российская археология. № 2, 2019

9. Лебедев Г.С. 1. Зарождение первобытной археологии в России. История отечественной археологии. 1700-1917 гг. // СПб: Изд-во СПбГУ. 1992. 464 с. ISBN 5-288-00500-1 (в выходных данных на с. 2 опечатка: 1971 вместо 1917). Часть II. Формирование основных разделов российской археологии (1871—1899). Глава II. Основные достижения «уваровского периода» (1846-1884).

10. Лариса Фабричникова. Деревня Фатьяново известна археологам всего мира, 18 ноября 2013. URL: http://yarcenter.ru/articles/history/derevnya-fatyanovo-izvestna-arkheologam-vsego-mira-69638/ Последнее обращение 03.02.2022 г.

11. Фатьяновцы действительно были первыми индо-иранцами (ариями) - aquilaaquilonis — ЖЖ. URL: https://aquilaaquilonis.livejournal.com/1152618.html  ; https://slavtradition.com/svodki-smi/stati/6561-fat-yanovtsy-dejstvitel-no-byli-pervymi-indo-irantsami-ariyami Последнее обращение 03.02.2022 г.