ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА


В.Я. Ткаченко
ЭГРЫ  КАК  ОРГАНИЗМЫ

…в нашем, пусть маленьком, но коллективном организме нет надобности ставить какие-то внешние знаки. Они важны тогда, когда помимо внутренней духовной работы организация ставит и задачи внешние, внешних осуществлений на физическом плане. Тогда, конечно, нужна какая-то градация.
Борис Леонидович Смирнов.

 

Эгр — новое понятие, вытекающее из давно известных знаний. Оно относится к очень широко распространённому в Мире, многогранному явлению, которое, как и все подобные явления, невозможно определить кратко и однозначно для всех разновидностей этого явления.
Эгр — это, прежде всего, соединение, объединение, единство, по меньшей мере, двух сущностей, одна из которых невещественна, нематериальна, тонкоэнергетична (как, например, мысль, идея, смысл, сознание), а вторая — противоположна первой, она воспринимаема чувствами и сознанием человека: она может быть явлением в виде поля, энергией разного рода, материей разной структурной сложности, вещью или множеством иерархически структурированных вещей, соединённых с первой невещественной сущностью в единство, которое и делает такое соединение эгром, сложным составным явлением.


Первая, невещественная сущность эгра в эзотерике издавна называется эгрегором (душа вещи, информационный сгусток её, энергоинформационное поле отдельного явления или всякой совокупности вещей, «память» о ней, которая может продолжать существовать даже после исчезновения самой вещи), хотя позднее этим словом (эгрегор) стали называть совокупность обоих вышеназванных сущностей. От слова эгрегор я и образовал название «эгр», прельстившись его краткостью и близостью по звучанию к словам «агрегат» и «организм», которые оба по смыслу-значению близки понятию эгр.


Примеры непосредственно существующих в Мире вокруг нас эгров помогут более полно понять, что такое эгры. Всякое явление, вещь или процесс представляет собой единство материальной (вещественной) и информационной составляющих. Квант энергии современных физиков (или чего бы то ни было подобного рода) есть энергетическая или другого вида мельчайшая материальная составляющая, описываемая (информация о кванте!) в отношении своих свойств, размеров и других параметров, его эгрегором. То же относится и к частицам микромира: они суть единство материальной составляющей частицы и информации (разной для разных частиц) о параметрах и условиях существования этой частицы, делающих эту частицу такой, какая она есть. Кванты, кварки, элементарные частицы (электроны, например, или позитроны и др.) — это простейшие эгры, состоящие из двух сущностей: материальной и информационной. Но есть, как говорят учёные физики-ядерщики, и сложносоставные частицы, которые можно называть уже подлинными эграми (например, нейтроны, состоящие из нескольких более мелких частиц: протонов и электронов вместе). Это соединения нескольких материальных составляющих, объединённых в единое целое законами взаимодействия, соотношениями частей, позволяющими устойчиво существовать этим более сложным эграм, сущность которых остаётся прежней: единство материальной (тело) и информационной (эгрегор) составляющих частей. Подобно нейтронам, существуют эгры типа атомов, молекул, кристаллов, планет, звёзд, звёздных систем, галактик и т.п., которые отличаются друг от друга сложностью структур их тел и сложностью их эгрегоров, удерживающих эти структуры в единстве и обеспечивающих их существование. Всё это эгры предположительно «неживые», обладающие слабо выраженным «сознанием».


«Живые» эгры — это одноклеточные микроорганизмы (вирусы, бактерии, микробы) и клетки сложных живых организмов, рассматриваемые отдельно, что не очень естественно, но допустимо для целей рассуждения, структурно довольно сложно устроенные, но в их эгрегоры добавляется некая информация, делающая такие эгры живыми, то есть взаимодействующими с другими эграми и с окружающей средой с помощью обмена веществ и самовоспровоизводяшими свой вид в этой среде.


Следующая ступень эгров — это сложные биологические организмы: растения разной сложности, мельчайшие и мелкие многоклеточные живые существа, насекомые, животные, в том числе и водные, наконец человек как высшее проявление биологического мира. Все они также состоят из материального и энергоинформационного тела, удерживающего организм в единстве и позволяющего ему существовать. Их эгрегоры (энергоинформационные поля), несомненно, сложнее, как сложнее и тела их по сравнению с одноклеточными организмами. Но их эгрная суть та же: совокупность материального тела и энергоинформационного поля, удерживающего их в единстве.


Совокупности сложных организмов образуют «общественные» эгры: леса, болота, биоценозы, стаи, семьи, стада, роды, племена, народы, человечество.


Земля как планета — эгр типа элементарной частицы (электрона), но космического масштаба. Некоторые люди считают планету Земля живым организмом, с чем я не буду спорить. Солнечная Система — эгр, подобный эгру-атому (в котором Солнце — аналог ядра атома, а планеты — электроны, вращающиеся вокруг ядра); это тоже эгр космического масштаба. Галактики — аналог эгров-предметов или эгров-клеток, состоящие из звёздных систем, типа Солнечной Системы. Как предметы нашего мира, они состоят как бы из атомов (роль которых играют звёздные системы), молекул (созвездий) и их агрегатов (совокупностей). Но они также являются эграми (космических масштабов).


Наконец Вселенная — это тоже эгр, но невообразимый по своим размерам и сложности, состоящий из, во-первых, разнообразных материальных проявлений (планет, звёзд, созвездий, пространства между ними, всевозможных полей и Миров разных сущностей, явных и неявных), которые образуют тело Вселенной, и, во-вторых, из всей информации, пронизывающей сверху донизу и снизу доверху всю материально-энергетическую ткань Вселенной и удерживающей её в единстве и бесконечном существовании.


Выше мы рассмотрели иерархию эгров в так называемом количественном отношении, определяемом количеством вещества в теле эгров и сложностью структур (эгрегоров) этих эгров. Качественные различия эгров вызывают не меньший интерес, чем количественные.


Изучением «неживых» эгров как в отношении их материальных составляющих, так и в отношении информационных составляющих занимаются естественные науки: физические, химические и другие, рассматривающие эгры в качестве неживых, неодушевлённых объектов изучения.
Биология, антропология, социология и другие науки изучают «живые» эгры, которые в некоторых отношениях представляются более сложными с точки зрения их энергоинформационных составляющих. Я сосредоточу своё внимание на этих «живых» эграх, которые явно отличаются от «неживых» качественными особенностями.


Итак, из описания эгров получаем их определение:


В моём понимании, эгр — это множество (объединение) сущностно однородных или близких по структуре и функциям материальных элементов, удерживаемых в единстве мало изученным в настоящее время энергоинформационным полем.


Эгр очень часто имеет строение подобное фракталу и ведёт себя как живой организм, состоящий из даже отделённых друг от друга элементов-частей и обладающий коллективным «сознанием». (Фрактальные структуры — это структуры, в которых любая их часть обладает подобием структуры и свойствами всего целого множества элементов, как это наглядно, то есть визуально, демонстрирует голографическое изображение. Пример фрактала — снежинка, сложный кристалл из льда, образованный фрактальной структурой мельчайших кристалликов льда.)


Для простейших как одноклеточных, так и многоклеточных живых эгров характерно состояние и существование их в виде индивидуальных организмов. Микроорганизмы, растения, животные, в том числе и человек, — это эгры, ибо они состоят из разнообразных молекул (одноклеточные) или из совокупности (множества, объединения) клеток, в свою очередь образующих органы, объединённые в единство свойственным каждому энергоинформационным комплексом.


Организмы в качественном отношении можно подразделить на, во-первых, доброкачественные, взаимодействие частей внутри которых и с окружающей средой и другими организмами, строится на основе взаимопомощи, взаимной выгоды, симбиоза; это дорги, доброкачественные организмы; и, во-вторых на злокачественные организмы, больные внутри себя или строящие отношения со средой и другими организмами на основе въяства(1): эгоизма, исключительно собственной выгоды, без учёта интересов среды и других организмов; это злогры, злокачественные организмы. Неправильность их взаимодействия с другими эграми и с окружающей средой я подчёркиваю перестановкой букв в их названии: вместо слова «злорг» я употребляю слово «злогр».


Социология изучает общество (совокупность живых индивидуумов — эгров, по нашему определению) в целом, а также коллективы, состоящие из ограниченного количества людей, — их тоже можно считать эграми. Социология, насколько мне известно, не учитывает эгрегоры в составе коллективов и всего общества и не рассматривает всё общество в целом и коллективы-эгры в его составе в качестве организмов, хотя отдельные мыслители уже очень давно рассматривали общество как некий организм. Такую точку зрения древних приводит в своей книге «Универсум морали» Юрий Михайлович Фёдоров:


 «Социоцентризм в своей концептуальной форме впервые был намечен Платоном в диалогах «Государство» и «Законы». В них он изложил идею тотальной зависимости человека от общества, от коллективистских форм жизнедеятельности. В новое время эта идея находит своё место в представлениях, согласно которым подчиняющая человека своей власти социальная общность рассматривается в качестве «организма». Каждый индивид в обществе, подобно определённому органу живого «организма», выполняет строго определённую функцию, взаимосвязанную с функциями, выполняемыми остальными индивидами («общественное разделение труда», «общественный договор»), что обеспечивает нормальную жизнедеятельность органическому социальному целому, каким является общество. Пьетро Помпонацци в трактате «О бессмертии души» (1516 г.) писал: “Весь человеческий род подобен одному телу, составленному из различных членов, которые обладают различным назначением, но упорядоченных на общую пользу человеческого рода, и один нечто даёт другому и получает от того, кому даёт, и все они взаимодействуют” (5, 2, 90)»(2).


Вслед за Платоном, Пьетро Помпонацци (который, однако, не узрел в организме человеческого рода, который он называет телом, энергоинформационную составляющую — душу или дух) и некоторыми современными социологами я рассматриваю общество в целом и его отдельные составные части (коллективы) в качестве организмов, то есть эгров, которые образуют своеобразную иерархию:


отдельный человек-индивидуум — это несомненный эгр-организм, состоящий из органов и составляющий, как атомы-молекулы составляю тела, основу человеческого общества;


семья (7-я, семь или меньше, иногда даже больше индивидуумов старшего, среднего и младших поколений) — эгр, состоящий из индивидуальных организмов, а посему он не может не быть организмом сам — это эгр-организм, более сложный, чем индивидуум;


род — совокупность кровнородственных семей — это эгр-организм;


племя — совокупность нескольких родов — это эгр-организм;


народ — совокупность племён или людей, объединённых общей культурой, которую можно рассматривать как эгрегор, определяющий единство народа; народ-то в социологии и называют часто обществом — это эгр-организм;


наконец общество в целом — человечество, совокупность народов — это, в настоящее время, становящийся эгр-организм.


Внутри каждого из перечисленных коллективных эгров существуют вспомогательные, служебные эгры, способствующие выживанию каждого из этих эгров. Эти вспомогательные эгры можно назвать управляющими: для народа это — государственные структуры, образующие внутри себя также эгрные иерархии. Управляющие структуры, подобные государству, существуют в явном или стёртом виде и у семьи, и у рода-племени, и, в современных условиях, у всего человечества: Организация Объединённых Наций и другие наднационально-государственные органы управления.


Эгры-организмы внутри общества на всех ступенях вышеприведённой их иерархии и само оно в целом могут быть, как и любые биологические организмы, двух видов: одни гармонично взаимодействуют с эграми нижестоящими и вышестоящими, способствуя продлению существования себя и всей иерархии эгров; это дорги, доброкачественные организмы; другие преследуют только свои эгоистические или властные интересы, живут по правилам въяства (эгоизм, хищничество, паразитство, эксплуатация, использование в своих только интересах); такие эгры называются злокачественными организмами (злограми). Последние — это преступники среди людей; экономические и иные организации, использующие эксплуатацию своих сотрудников и других людей, а также среды; народы-государства-гегемоны, любыми средствами устанавливающие своё господство в мире, то есть тоже своего рода преступники на уровне сложных общественных организмов. Как же возникли эгры среди людей?


Существовать в природной среде с ограниченными возможностями для жизни отдельно гораздо труднее, чем в составе объединения. Поэтому естественным образом в живой среде живые существа, обладающие разумом или сознанием, пусть даже в зачаточном состоянии этих умственных свойств, образовали стаи, косяки, стада, семьи и другие эгры, облегчающие защиту от нападений, добычу пищи, продление рода, то есть бессмертие своего вида, относительное — пока это позволяет природа-среда.
Во времена возникновения человеческих протосоциоэгров люди мало чем отличались от высших животных, уже тогда организованных в свои эгры: семьи, стаи, стада, популяции. Люди обладали только более развитым мозгом и новым качеством мыслительной деятельности — сознанием, уже явно выраженным по сравнению с животными. Итак, мы имеем на заре возникновения человеческих эгров сообщества людей, подобные семьям и стаям других высших животных. Самые сильные в сообществе-эгре люди были вожаками в человеческих объединениях, как и вожаки в стаях животных. К сильным вожакам присоединялись самые сообразительные члены сообщества людей, понимая выгоду для себя такого присоединения, ибо вожаки распределяли добычу всех охотников и результаты труда всех остальных членов сообщества: одежду, орудия охоты, орудия труда и прочее. Присоединившиеся к вожаку сообразительные помощники, помогавшие вожаку распределять пищу и материальные блага, получали для себя выгоду и прибавку благ по сравнению с остальными членами сообщества. Так внутри нейтрального эгра-сообщества людей образовывался управляющий эгр с явно выраженным въяством, характеризующимся эгоистическими интересами причастных к распределению благ и удовлетворением этих интересов за счёт доли рядовых членов сообщества. Можно с уверенностью сказать, что в основе эгра с «упорядоченным» распределением благ лежит въяство — стремление обеспечить своё благополучие (а в пределе — своё бессмертие) за счёт интересов других членов сообщества и/или за счёт использования среды. Вождь и его помощники — зародыш будущего государства. Этот зародыш рос и развивался. Усложнялся в своей структуре, выделял из своей среды специальных людей для защиты от врагов и зверей. Эти люди-защитники — зародыш будущих армий, которые, кстати, являются тоже явно выраженными эграми. Подобным же образом образовывались судебная и информационная системы-эгры внутри усложняющегося сообщества-эгра.


Ничего плохого в усложнении организационной структуры сообщества людей я пока не вижу, если это усложнение направлено на благо каждого (!) члена этого сообщества. Но в нашей земной жизни человечества этого не случилось. Действие въяства, принципа эгоистического существования за счёт других членов сообщества, за счёт других форм жизни (растений) — хищничество и паразитизм — и за счёт среды обитания (использование) привело к введению привилегий(!) для отдельных членов сообщества перед его остальными членами. Обеспечение этих привилегий потребовало введения эксплуатации(!), а это уже одна их явных, наиболее несправедливых форм въяства, свойственных человеческому обществу.


Наиболее сложным государственным эгром стали империи — объединения, не всегда добровольные, разных народов в сложный единый эгр. Каждой империи свойствен так или иначе устроенный государственный эгр, сопровождаемый религиозным или иным идеологическим эгром, являющимся частью государственного эгра. Наука история занимается изучением хронологических последовательностей возникновения, развития и распадения различных империй в жизни народонаселения Земли. Но она (история) не оценивает все исторические события с эгрной (дорго-злогрной) точки зрения. История как бы «объективна», внеэтична. Эгоистичным управляющим слоям современных государств-эгров невыгодно действительно объективное рассмотрение как исторических процессов возникновения, развития и распада древних государств-эгров, так и процессов внутри государств-эгров современных, ибо подавляющее большинство ныне существующих государств-эгров являются злограми, въятелями, в которых управляющее эграми меньшинство благоденствует за счёт эксплуатируемого большинства.
И в общечеловеческой истории не известно ни одного доброкачественного государства-эгра (пусть тот, кто знает пример доброкачественного государства-эгра, расскажет мне о нём), построенного на принципе организма.


Доброкачественный эгр, в общем случае, строится по принципу: каждому члену эгра-организма — по необходимости, от каждого — по способности, и высший интерес (благо) каждой части заключается в обеспечении интересов и блага целого (то есть всего организма, иногда, но только в экстремальных обстоятельствах, даже ценой самопожертвования) и не только того, в который непосредственно входит член организма, но и всей иерархии эгров-организмов, а высший интерес (благо) целого (всей его иерархии) заключается в обеспечении блага и интересов всех членов этого целого, каждой его части. Это — формулировка принципа дорга.


Попытки создать в рамках злокачественных эгров эгры доброкачественные не увенчались успехом ни в одном из случаев. Эти попытки в истории человеческого общества Земли называются утопиями. Главной причиной этих неудач является высокий уровень проникновения в сознание пытавшихся создать доброкачественные микроэгры-утопии людей — въяства, эгоистической направленности деятельности участников этих эгров.


Самый большой и самый сложный эгр, в настоящее время складывающийся на Земле (человечество), должен быть построен на принципах дорга, на принципах здорового живого организма, обладающего не только индивидуальными материальными носителями эгра, людьми, но и общим организменным сознанием, аналогичным сознанию отдельного человека, но человека не эгоистичного, а разумного, то есть разумно и этически безупречно сочетающего свои личные интересы с интересами целого — человечества-доброкачественного-эгра, которому можно присвоить имя, например, челорг.
Современная тенденция глобализации, к сожалению, идёт по пути создания злокачественного эгра, въятеля, ибо она предполагает, что в глобальном мире будет благоденствовать золотой миллиард избранных по неизвестным (или известным только создателям идеи золотого миллиарда) критериям людей, а остальные члены человеческого сообщества будут либо физически уничтожены, либо они будут служить извращённым потребностям властителям золотого миллиарда. Въяственный характер золотого миллиарда очевиден. Процесс современной глобализации заведёт человечество в тупик развития или приведёт к взаимоистреблению членов всеземного человеческого эгра.
Что может противопоставить человечество как единство индивидуальных членов общества и как совокупность коллективных эгров-организмов тенденции глобализма как идее осуществления на Земле господства «золотого миллиарда»? Прежде всего — осознание надвигающейся угрозы, восприятие её не в качестве мифа, а в качестве подлинной, действительной угрозы существованию человечества на основах гуманизма, справедливости и благополучия для всех. Осознав эту угрозу, разумное человечество предпримет действенные практические шаги для недопущения превращения угрозы в действительность.


1.Неологизм автора. — Ред.

2. Фёдоров Ю.М. Универсум Морали. — Тюмень: Российская АН. Сиб. отд-ние. Тюменский научный центр. – С.139.