Проект "БУДУЩЕЕ ШКОЛ МОЛДОВЫ"
ЖУРНАЛ «ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Жизнь Замечательных Людей
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЖОРДАНО БРУНО.
- ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ РАМАКРИШНЫ.
- ГЕОРГИЙ ФРАНЦИСК СКОРИНА
- ЖИЗНЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ П.А. КРОПОТКИНА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.П. ПАВЛОВА
- ЖИЗНЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
- Николай Федорович Федоров
- Борис Леонидович Смирнов
- ЖИЗНЬ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ
Культура и Духовность
- ОТЦОВСТВО И ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Мирча ЭЛИАДЕ. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ: ВВЕДЕНИЕ
- «ГАРРИ ПОТТЕР»:
ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОККУЛЬТИЗМУ - ВОПРОС О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
- М. Элиаде. СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ И МИФЫ
- ВОПРОС О ЗНАЧЕНИИ ШКОЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И О ПОСЛЕДСТВИЯХ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОПТИМИЗАЦИИ» ШКОЛ
- РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ
- Ранние представления о солнечном божестве
в толковинской мифологии русинов Молдавии - Вопрос о самобытности и исконности русской культуры
- «МАХАБХАРАТА» — памятник древней Индии
- Итоги тысячелетий духовных устремлений человека
- Культура древности и современность. Б.Л.Смирнов
- Древнерусский бог ТРОЯН и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии*. Ю.В. Иванов
- О БЛОКИРОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И СМИ
История-Археология-Этногенез
- СВЕТЛАНА ЖАРНИКОВА: МЫ КТО В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ?
- ПАСХАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Н.Ф. ФЁДОРОВА
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ У ПРИМИТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
- Н.Ф. Фёдоров. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ — СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ
- МОЛДАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВСЕМ МИРОМ ЧИСТИТЬ КОЛОДЦЫ КАК ОБЩЕЕ ДЕЛО
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О САКРАЛЬНОМ СИМВОЛИЗМЕ МОЛДОВЫ
- ТИАУАНАКО
- В лучах кристалла Земли
- Опыт исследования духовных ритмов истории
- Трипольская культура
- Этническое самосознание русинов севера Молдавии. Ю.В.Иванов
- Ю.В. Иванов. Толковинскй текст «ДО ВЭЫЛЭЫКОГО РАТАТА».
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ.
Этика Животных
- ИЕРАРХИЯ У КРЫС
- История слоних
- МОББИНГ В ЖИВОТНОМ МИРЕ
- ОБУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН «РАЗГОВАРИВАТЬ»
- Ломехуза или модель умирающего общества.
- Горбатые киты оказались спасителями.
- Слоны плачут?
- Собаки понимают речь
- Альтруизм и Эгоизм...
- Бабочки-вампиры
- Mетропёс
- Вид паразитизма
- Говорящий слон
- Дельфин и помощь людей.
Наука и техника
- АЛКОГОЛЬ НЕОБРАТИМО ИЗМЕНИЛ МОЗГ У МЫШЕЙ
- Засев облаков
- ГИПОТЕЗА ГЕИ
- КАК АУТОФАГИЯ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ
- Духовная экономика.
- Багдиры.
- Вред маргарина и других трансжиров
- Великая Рукотворная Река
- Влияние телевизора на детей
- Биоэтанол
- Кто вредитель?
- Бессмертные омары
- Хлеб, которым нас убивают
- Озеленение крыш.
Наш дом-Земля
- А.Л. Чижевский. ГНЕВЫ СОЛНЦА
- ТРАНСГУМАНИЗМ И ЕГО СФАБРИКОВАННАЯ РОДОСЛОВНАЯ
- О ПРОЕКТЕ «НАШ МУСОР С НАМИ» ИЗ СЕЛА РЫШКОВА
- ЖИЗНЬ В СЕЛЕ.
- B. И. Вернадский. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Ноосферное строительство планеты в космическом пространстве— это новая эпоха её эволюции и эволюции живого вещества.
- ДВИЖЕНИЕ МААТАИ ВАНГАРИ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС»
- Загадки ровестника динозавра
- От астрологии до космической биологии
- Человек и Лес
- Задача Конференции Мира
- Актуальность идеи Н. Ф. Фёдорова об управлении природой в современности.
- РЕЗОНАНСЫ ШУМАНА.
Светлана Галчанская
Потенциал человека
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОВИД-БЕЗУМИЯ И ПОПЫТОК СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕМУ В МОЛДОВЕ.
- СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
- НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НОВОЙ ЭПОХИ.
- АЛКОГОЛЬ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ
- Вопрос о пагубном влиянии телевизора, компьютера и других устройств виртуальной реальности на детей и взрослых.
- Любовь — опустевшее понятие или суровый подвиг человечества.
- Гармония через вегетарианство
- Правда о прививках
- Человек, будущее - в твоих руках
- ЙОГА. Б.Л.Смирнов.
- РОД И ИНДИВИДУУМ. «МНЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» ИЛИ «Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЦЕЛОЕ»?
- ЭГРЫ КАК ОРГАНИЗМЫ . В.Я. Ткаченко
Роман
- А.П. ПЛАТОНОВ. ЮШКА
- Борхес Хорхе. Тайное чудо
- Андрей Платонович Платонов- НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ
- Андрей Платонович Платонов - " ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"
- А.П. Платонов. ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
- Леонид Андреев. ПРАВИЛА ДОБРА.
- ДЕТСКИЕ СЕКРЕТЫ. Достоевский Ф. М
- СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Ф.М. Достоевский. - А.Ф.Лосев. ЖИЗНЬ
- «БОБОК» (Ф.М. Достоевский)
- «Сказание о Дхарме»
- «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»
- «Корова». Андрей Платонов
Притчи
- В ЧЁМ СЕКРЕТ УСПЕХА?
- Вера матери в своё дитя.
- ДВЕ ЛЯГУШКИ
- ГРУЗ ОБИД
- Диверсия в сказке.
- Притча о зиме и жалости.
- ЛУЧШАЯ КУКУРУЗА
- ЧТО СКАЖУТ О ТЕБЕ
- Святой и змей Нагарджуна и вор
- Подъём, Познавший...
- Взгляд силы
- Как отрекаются от мира
- Вызыватель дождя
- Мудрец и сахар
Замечательные люди в Молдове.
КАРЛ ШМИДТ — НЕПОВТОРИМЫЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК КИШИНЁВА
Талант примара или человек славен трудом.
Наша Родина
- Ю.В. Иванов-ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ КОСОУЦКОГО МОНАСТЫРЯ
- Ю.В. Иванов ЛЕТОПИСНЫЙ ЧЕРН — ЗАГАДКА ВЕКОВ
- Ю.В. Иванов. «КОПЫТО ТРОЯНА» В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ МОЛДАВИИ И РУСИ
- Юрий Васильевич Иванов ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В СЕЛЕ ВАДУЛ-РАШКОВ И ЕЁ РАННЯЯ ИСТОРИЯ В ТОЛКОВИНСКИХ ТЕКСТАХ РУСИНОВ МОЛДАВИИ.
- ДРЕВНИЙ ПЕРЕСЕЧЕН: ГДЕ ОНА — МОЛДАВСКАЯ ТРОЯ?
- ДОСТОПРИМЕЧАЛЬНОСТИ САХАРНЫ
- Мощь веков
- Старооргеевское урочище
- Загадки Цыповского урочища
- Урочища и достопримечательности села Рудь.
Наш архив
НАШИ НОВОСТИ
-
Контактная информация
ИСТОРИЯ – АРХЕОЛОГИЯ – ЭТНОГЕНЕЗ
ТИАУАНАКО
Тиауанако называют Баальбеком Нового Света. Вообще, название Тиауанако означает "Мертвый город" и восходит к инкским временам, когда в городе уже никто не жил, Инки, будучи сами замечательными строителями, были уверены в том, что этот огромный каменный город могло построить лишь их высшее божество Виракоче.
Виракоче
Действительно, трудно представить, каким способом каменные статуи и многотонные монолиты, из которых был построен Вечный город Америки, транспортировались в Тиауанако из ближайшей каменоломни, находившейся примерно в шести километрах.
Сейчас местечко Тиауанако находится в долине реки Тиауанако, в 20 метрах от южного берега уникального высокогорного озера Титикака. Озеро Титикака лежит в Андах на высоте 3854 метра над уровнем океана и вытянулось в длину на 160 километров, а в ширину на 60 километров. Из-за высоты воздух здесь такой разрежённый, что туристам нехватает дыхания, а высокий уровень ультрафиолетовых лучей создаёт опасность для зрения и кожи людей. Несколько тысяч лет назад в Тиауанако, был расположен один из самых населённых городов древнего мира, просуществовавший 1300 лет, начиная с III-го века до нашей эры.
Тиауанако строился как порт на берегах озера Титикака, когда озеро было намного шире и глубже, чем сейчас. Гавань располагалась в месте Пума-Пунку ("Ворота Пумы"). Примечательно, что один из блоков "пирса" весит 440 т, другие — от 100 до 150 тонн. В результате землетрясения конфигурация берегов изменилась, и сейчас Тиауанако находится в 20 метрах от южного берега озера Титикака.
На некоторых островках посреди водной глади озера Титикака удалось разыскать остатки древних поселений. От жителей этих поселений остались тростниковые лодки, на удивление похожие на древнеегипетские папирусные корабли (по их типу была построена знаменитая лодка Тура Хейердала "Ра").Лодка Тура Хейердала "Ра-2"
Остались вбитые много веков назад сваи, обмазанные составом, предохраняющим дерево от разрушения, и еще... легенды. Одна из них гласит, что Солнцу так понравилось озеро Титикака, что оно поселило на нем своего сына и свою дочь, и от них пошли все мужчины и женщины на земле.
Во времена империи Великого Инки жителям под страхом смерти запрещалось приближаться к сваям. В день весеннего равноденствия сам Великий Инка подплывал на тростниковой ладье с вплетёнными в волосы красными нитями к острову. Здесь уже был разбит шатёр для Сына Солнца. Великий Инка оставался там один целые сутки. Считалось, что Солнце, спустившись с неба, приходит в шатёр, и проводит ночь в разговоре с повелителем инков. Никто не мог в это время даже взглянуть в сторону шатра, чтобы не ослепнуть от нестерпимого сияния отражающегося в зеркальной воде Солнца.
Примерно в 200-м году нашей эры, по не вполне ясным причинам, Тиауанако превратился в священный ритуальный центр. К 500-му году нашей эры он стал столицей растущей империи — первой империи древней Америки. Однако эта империя достигла могущества не путём военной экспансии, а за счет экономического благополучия, основывавшегося главным образом на обильных урожаях. Именно крушение аграрной системы, вызванное изменением климата, способствовало падению государства Тиауанако после 500-летнего господства.
Тот факт, что в государстве Тиауанако собирали обильный урожай, сам по себе не может не вызывать удивления. В настоящее время на Боливийском плоскогорье лишь несколько семей фермеров могут кое-как поддерживать своё существование, так как из-за неблагоприятных условий в среднем каждые пять лет сельское хозяйство здесь терпит полный крах. Но в древности эта голая, иссушённая ветрами местность была превращена средствами передовой сельскохозяйственной технологии в подлинный оазис. Археологи обнаружили здесь остатки так называемых поднятых полей, которые защищали от заморозков и позволяли собирать фантастические урожаи. Эксперименты показали, что эта древняя технология была значительно продуктивнее, чем нынешние методы.
Ходили легенды, что на дне озера Титикака находятся какие-то древние развалины, а два священных острова под водой соединены тяжёлой золотой цепью. Чтобы установить истину, знаменитый океанограф Жак-Ив Кусто перебросил на озеро две миниатюрные подводные лодки и с их помощью исследовал дно водоёма. Экипажи субмарин никаких целей не нашли, но остатки каменных построек действительно увидели.
В эпоху своего расцвета священный город Тиауанако занимал территорию в 2 квадратные мили. Его ритуальный центр был окружён рвом, а из вырытой земли и глины был насыпан гигантский холм, известный под названием Акапана. Жители города выстроили несколько небольших полуподземных храмов, а возле них — огромный храм Каласасайя. Поблизости был воздвигнут такой же величественный храм совершенно иного стиля, именуемый Пума-Пунку, ниже показано местоположение всех этих главных сооружений.Схема-реконструкция сооружений комплекса Тиауанако боливийского архитектора Хавьера Ф. Эскаланте Москосо (Javier F. Escalante Moscoso).
1 – Храм каменных голов, 2 – Бородатый монолит, 3 – храм Кантатальита, 4 – пирамида Акапана, 5 – Пума-Пунку, 6 – Керикала, 7 – храм Путуни, 8 – монолит Понсе, 9 – храм Каласасайя, 10 – Лакаколью.
Посмотрим теперь более внимательно на эти предполагаемые храмы Тиауанако, начав с самого внушительного сооружения — Акапаны. Это искусственно насыпанный холм 210х210 метров у основания, высотой 50 футов (17 м). Иногда говорят, что он имеет вид усечённой пирамиды, но в действительности этот курган — неправильной формы, у него семь террас, а наверху — большая впадина. Внутри холма археологи обнаружили любопытное переплетение зигзагообразных каменных водотоков. Они были выровнены по углу и состыкованы с точностью до полумиллиметра. По этим каналам вниз сбрасывалась вода из большого резервуара на вершине, пока не достигала рва, окружавшего сооружение.
Акапана.
Антрополог Алан Колата, который много лет вёл раскопки в Тиауанако, писал в 1993 году: "Во время наших недавних раскопок в Акапане мы неожиданно обнаружили весьма хитроумную и монументальную систему соединённых между собой подземных и наземных дренажных каналов".
Предполагалось, что эта "дренажная система" была спроектирована так, чтобы дождевая вода собиралась в центральной впадине холма и через его террасы стекала в подземные туннели. Первым элементом этой сети была магистральная труба, проложенная вокруг основания Акапаны. Алан Колата пишет, что этот каменный водопровод "изготовлен очень искусно", "точно подогнан" и через него можно пропустить "огромный водный поток". Из этой магистральной трубы вода попадала на ближайшую нижнюю террасу, где 10 футов текла по внешнему каменному желобу, а затем вновь стекала внутрь холма Акапаны. Далее вода текла попеременно по внешним и внутренним каналам, а затем, через "превосходно выполненные туннели", уходила на 10 футов (3,3 м) в глубь земли. Оттуда она поступала в реку Тиауанако и попадала в озеро Титикака.
Подобная же сложная водопроводная система была обнаружена в близлежащей местности — Пума-Пунку и в Лукурмате (близ озера Титикака). Была ли эта тщательно выполненная водопроводная система предназначена только для дренажа? Алан Колата считает, что водопроводная система Акапаны не была функционально необходима: "Для выполнения основной функции по отводу накопившейся дождевой воды с вершины холма была бы достаточна значительно менее сложная и маломощная сеть каналов. И действительно, созданная строителями Акапаны водоразборная система, хотя она превосходна и в функциональном отношении, в действительности непомерно сложна — это поистине образец мастерства в каменных работах и стыковке труб".
Действительно ли эта водопроводная система была выстроена жителями Тиауанако, как уверяют археологи, или же они унаследовали её от гораздо более древней, более развитой, но не оставившей после себя следов культуры? Все свидетельствует в пользу последней версии.Один факт, который ввёл археологов в заблуждение, состоит в том, что водопроводная система Акапаны перестала функционировать в какой-то момент до 600-го года нашей эры, когда империя Тиауанако была в полном расцвете. Это было подтверждено тем, что в каналах системы были найдены неповреждённые скелеты людей и животных, — если бы вода в это время текла, она разбросала бы кости. Другое подтверждение было получено путём определения времени заселения Тиауанако в период с 1580 по 2134-й год до Р.Х., проведённого, соответственно, методом изотопов углерода и обсидиана. Оба исследования доказывают, что Акапана был крупным центром ещё до возникновения Тиауанако в 200-м году нашей эры.
Эти исторические несовпадения продолжаются, когда мы перемещаемся почти на милю на юго-запад от главных развалин в близлежащее селение Пума-Пунку. Здесь находятся самые большие камни Тиауанако: некоторые весом более 100 тонн. Это остатки частично раскопанного сооружения, назначение которого до сих пор не ясно. Одна из этих огромных плит из красного песчаника размером приблизительно 26х16х2 фута (8,6х5,3х0,7 м) и весом около 120 тонн. Хотя камень сильно пострадал от природной эрозии, всё же ещё можно оценить совершенную геометрию этого и соседних камней. Она поражала воображение многочисленных путешественников.Так, испанский журналист Педро де Сьеса де Леон писал: "...некоторые из этих камней сильно обветрены и разрушены, и есть среди них такие большие, что диву даёшься — как могли люди перенести их сюда... Когда их рассматриваешь, невозможно понять, какие инструменты или орудия применялись для их обработки. Ясно лишь, что до того, как эти огромные камни были обтёсаны и доведены до совершенных форм, они были ещё значительно крупнее... Я сказал бы, что, по-моему, это древнейшие в Перу остатки сооружений".
В других камнях, найденных в Пума-Пунку, имеются непонятные выточки, а в некоторых видны следы металлических скоб, при помощи которых камни скреплялись друг с другом. Несколько таких скоб было найдено, но где они сейчас — неизвестно.Они были изготовлены из бронзы — из металла, который не был известен в то время ни одной из культур Южной Америки. Камни располагались с небольшим наклоном для того, чтобы обеспечить дренаж. Расплавленный металл для креплений заливался в формы выбитые в каменных блоках. При более тщательном анализе в металлических деталях были обнаружены медь и никель. Сплав меди и никеля требовал постоянной температуры литья.
В Пума-Пунку на одном из каменных блоков в несколько футов высотой имеется точно вырезанный желобок в 6 мм шириной, а в этом желобке по всей высоте высверлены на равных расстояниях небольшие отверстия.Спрашивается, как можно было сделать эти маленькие желобки и отверстия с помощью грубых молотков или мягких медных ручных инструментов? Для того, чтобы прорубить или высверлить в камне отверстия с такой точностью, несомненно, нужна была технология XX века.
Возвращаясь к основному селению Тиауанако, мы находим там в храме Каласасайя один из самых замечательных монументов древнего мира: Врата Солнца.
Они вырублены из огромного скального монолита серо-зелёного андезита шириной 3,8 м, высотой 3 м и толщиной 0,5 м, их вес — около 10 тонн. Над проёмом вырезана фигура бога Виракочи, столицей которого и был Тиауанако. Самым загадочным в этих воротах считается композиция, высеченная на восточном фасаде вдоль перекладины портала. Эта композиция состоит из 24 фигур, построенных в три ряда с обеих сторон от центрального изображения Виракочи. Некоторые считают, что это своеобразный календарь. Среди этих фигурок исследователи идентифицировали несколько вымерших животных, которые жили в Южной Америке около 12000 лет назад.
К размышлению: андезит, как и гранит — одна из самых твёрдых пород, и очень трудно поддаётся обработке. С одной стороны на Вратах Солнца вырублен ряд загадочных ниш и в нижней части — два углубления для петель. Ниши вырезаны в камне с поразительной точностью, внутренние кромки идеально обработаны. Это невозможно было сделать грубыми, примитивными орудиями.
Храм КаласасайяХрам Каласасайя (на языке аймара — "место вертикально стоящих камней") выстроен точно на 4,5 градуса восточнее оси восток-запад.». Когда-то основной его достопримечательностью служил большой зал с порталами и широкими окнами. На стенах крепились золотыми гвоздями медные и бронзовые пластины, покрывавшие каменный остов здания. До нашего времени, однако, сохранились только большие колонны и широкая каменная лестница, образующая главный вход.
Врата и лестница храма Каласасайя. В проеме врат – монолит Понсе. На переднем плане – стена с головами Храма каменных голов и Бородатый монолит.
Через равные промежутки вдоль сложенной из трапециевидных блоков стены торчат камни высотой более 3,5 м; в целом это выглядит как частокол, ограждающий площадку 150х150 метров. Он расположен на огромной приподнятой платформе, перед которой внизу простирается площадь. Раньше на эту площадь лучами сходились улицы. На платформе возвышаются каменные статуи с большими застывшими глазами.
Считается, что Каласасайя была сложной системой для наблюдения за звёздами. Определённые структуры в стенах были сложены таким образом, что были нацелены на конкретные созвездия. В этом храме были предусмотрены встроенные визирные линии наблюдения, благодаря которым можно было точно определять время равноденствия и солнцестояния путём фиксирования восхода и захода солнца с различных точек на линии наблюдения (точек, привязанных к углам здания и колоннам, стоящим у западной и восточной стен). То, что на западной стене имеется тринадцать, а не двенадцать колонн, заставило некоторых учёных думать, что это не только солнечная обсерватория, но и солнечно-лунный календарь.
Однако самые глубокие разногласия возникли в связи с вопросом о времени создания Каласасайи. Главный исследователь Тиауанако в начале XX-го века Артур Познански обнаружил, что астрономическая ориентация храма не соответствует наклонению .оси Земли в наше время, равному 23,5 градуса. Воспользовавшись тогда только что опубликованными сэром Норманом Локьером археоастрономическими теориями, а также формулами, представленными на Международной конференции астрономов в Париже в 1911-м году, Познански датировал Тиауанако приблизительно 15 000-ми годами до Р.Х.!
Эти результаты вызвали интерес, и в 1926-м году в Тиауанако была направлена Германская астрономическая комиссия, в состав которой вошли доктор Ганс Людендорф, доктор Арнольд Кольшуттер и доктор Рольф Мюллер. Они подтвердили вывод Познанского о том, что Каласасайя была астрономической и календарной лабораторией, но время её строительства определили либо 15 000 годом, либо 9 300 годом до Р.Х., в зависимости от принятых допущений. Но обе эти датировки вызвали потрясение в среде учёных, так как раньше считалось, что возраст Каласасайя не превышает две тысячи лет. В дальнейшем Мюллер и Познански соединили свои усилия, чтобы решить вопрос о датировке. В конце концов они согласились, что это либо 10 050 год, либо 4 050 год до Р.Х.
Хотя возраст каменных колонн храма Каласасайя не был научно определён, судя по изношенности колонн, многие согласны принять более раннюю из этих дат. Стоящие вертикально 12-футовые (4 м) колонны Каласасайя выглядят старше чем камни Стоунхенджа (датирующиеся 2 700-2 300 годами до Р.Х.), но не на 7 500 лет. Наконец, ещё один, последний образец высокого строительного искусства в Тиауанако находится к востоку от храма Каласасайя: полуподземный храм Кантатайита.
Подземный храм (Дворец Саркофагов)
Кантатайита — представляет собой прямоугольный котлован глубиной 2 метра, длиной 12 и шириной 9 метров. Пол выстлан галькой. Прочные вертикальные стены выложены из тёсаных каменных блоков различного размера, чередующихся со столбами-стеллами. Элементы кладки плотно пригнаны друг к другу, раствор не использовался. Все стены храма покрыты трёхмерными скульптурными изображениями человеческих голов. Там находится несколько очень точно вырезанных камней, опять-таки с идеально выбранными внутренними кромками. Один из камней (серый гранит) является совершенно поразительным образцом резьбы. Передняя плоскость камня покрыта причудливой резьбой, и на ней видны отверстия для штырей. Что касается задней плоскости камня, то трудно найти подходящие определения, чтобы описать необычайно совершенную симметрию её рисунка. Идеально ровные грани камня, а на нём рельефные узоры с выпуклостями, Попробуйте-ка изобразить такое при помощи каменных орудий!
Сохранились также каменные статуи, превосходящие по размерам даже гигантские каменные головы ольмеков и названные по именам открывших их учёных — Монолит Беннета и Монолит Понсе Санхинеса.
Монолит Беннетта в музее Тиауанако
Монолит Понсе получил имя своего первооткрывателя боливийского антрополога Карлоса Понсе.
Монолит Беннета имеет высоту более семи метров. Почти прямоугольную голову статуи украшает нечто вроде тюрбана или налобной повязки. Глаза смотрят прямо, руки сложены на груди. Неподалеку от Монолита Беннета была обнаружена ещё одна, меньшая статуя, изображающая бородатого мужчину, что совершенно не типично для индейцев. Бородой наделён лишь "белый" бог Виракоче, спустившийся с облаков или пришедший из-за моря. Согласно мнению некоторых историков, строителями Тиауанако были белокожие пришельцы, возможно, викинги.
Здесь было упомянуто лишь о нескольких из множества самых поразительных камней, найденных в окрестностях Тиауанако. Еще большее их количество погребено под культурными слоями за те тысячи лет, в течение которых здесь жили люди, а также наносами во время периодических разливов озера Титикака.
То немногое, что нам известно из истории Тиауанако, прошло через фильтры многочисленных более поздних культур, в том числе культуры инков и испанских конкистадоров, которые покорили инков в XVI-м веке. Упоминавшийся выше Сьеса де Леон интересовался историей Тиауанако и записал мифы, рассказанные ему местными жителями: "Существует поверье, что ещё задолго, далеко задолго до того, как здесь стали господствовать инки, уже существовали некоторые здания..: Я спрашивал у местных жителей, построены ли эти сооружения во времена инков, но они только смеялись в ответ, повторяя то, что я уже сказал, что эти храмы были выстроены до инков, но что они не знают, кто именно их построил. Но они слышали от своих предков, что всё это появилось здесь мгновенно".
Ходят подобные легенды и о том, что здания Тиауанако были выстроены после Потопа за одну ночь и строили их будто бы великаны какой-то неведомой расы. Эта версия напоминает легенды о создании Баальбека. В других мифах озеро Титикака именуется священным местом, в котором бог Виракоча создал Вселенную. Наконец существует ещё одна легенда, повторяющая библейский рассказ, где говорится, что у озера Титикака жило патриархальное семейство, пережившее вселенский Потоп и положившее начало народам горных Анд. Все эти легенды обычно приводятся для объяснения ореола религиозной мистики, благодаря которому Тиауанако позже так разросся.
Интересно, что некоторые развалины в Тиауанако оказались залитыми двухметровым слоем, жидкой грязи, причём источник затопления найти не удалось. В расположенном поблизости озере Титикака вода слегка солоноватая, и, как показали исследования, живущая в нём рыба и ракообразные принадлежат скорее к типу океанических, а не пресноводных организмов. В 1980-м году боливийский археолог Хуго Боэро Рохо нашёл возле берега Пуэрто-Акоста на 60 футов (20 м) ниже уровня воды озера Титикака, большие развалины, принадлежавшие, по-видимому, к ранней культуре Тиауанако. Все эти факты противоречат теории, утверждающей, будто воды озера поднялись одновременно с образованием Анд — 100 миллионов лет назад. Напротив, источник морской воды озера Титикака, очевидно, имеет относительно недавнее происхождение.
В отличие от легенд, учёные не могут объяснить, почему Тиауанако вдруг возник как священный центр. Они не могут объяснить и того, как огромные каменные глыбы перевозились сюда на расстояние десятков миль из ближайших карьеров. Они не в состоянии объяснить ни значения окружающих Тиауанако каналов, ни роли сложной системы водопроводов внутри Акапаны и в других местах. И наконец они не могут разъяснить загадку камней, разрезанных и просверленных как будто при помощи современных инструментов.
http://www.sunhome.ru/journal/1292/p1