Проект "БУДУЩЕЕ ШКОЛ МОЛДОВЫ"
ЖУРНАЛ «ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Жизнь Замечательных Людей
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЖОРДАНО БРУНО.
- ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ РАМАКРИШНЫ.
- ГЕОРГИЙ ФРАНЦИСК СКОРИНА
- ЖИЗНЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ П.А. КРОПОТКИНА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.П. ПАВЛОВА
- ЖИЗНЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
- Николай Федорович Федоров
- Борис Леонидович Смирнов
- ЖИЗНЬ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ
Культура и Духовность
- ОТЦОВСТВО И ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Мирча ЭЛИАДЕ. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ: ВВЕДЕНИЕ
- «ГАРРИ ПОТТЕР»:
ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОККУЛЬТИЗМУ - ВОПРОС О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
- М. Элиаде. СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ И МИФЫ
- ВОПРОС О ЗНАЧЕНИИ ШКОЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И О ПОСЛЕДСТВИЯХ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОПТИМИЗАЦИИ» ШКОЛ
- РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ
- Ранние представления о солнечном божестве
в толковинской мифологии русинов Молдавии - Вопрос о самобытности и исконности русской культуры
- «МАХАБХАРАТА» — памятник древней Индии
- Итоги тысячелетий духовных устремлений человека
- Культура древности и современность. Б.Л.Смирнов
- Древнерусский бог ТРОЯН и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии*. Ю.В. Иванов
- О БЛОКИРОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И СМИ
История-Археология-Этногенез
- СВЕТЛАНА ЖАРНИКОВА: МЫ КТО В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ?
- ПАСХАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Н.Ф. ФЁДОРОВА
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ У ПРИМИТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
- Н.Ф. Фёдоров. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ — СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ
- МОЛДАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВСЕМ МИРОМ ЧИСТИТЬ КОЛОДЦЫ КАК ОБЩЕЕ ДЕЛО
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О САКРАЛЬНОМ СИМВОЛИЗМЕ МОЛДОВЫ
- ТИАУАНАКО
- В лучах кристалла Земли
- Опыт исследования духовных ритмов истории
- Трипольская культура
- Этническое самосознание русинов севера Молдавии. Ю.В.Иванов
- Ю.В. Иванов. Толковинскй текст «ДО ВЭЫЛЭЫКОГО РАТАТА».
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ.
Этика Животных
- ИЕРАРХИЯ У КРЫС
- История слоних
- МОББИНГ В ЖИВОТНОМ МИРЕ
- ОБУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН «РАЗГОВАРИВАТЬ»
- Ломехуза или модель умирающего общества.
- Горбатые киты оказались спасителями.
- Слоны плачут?
- Собаки понимают речь
- Альтруизм и Эгоизм...
- Бабочки-вампиры
- Mетропёс
- Вид паразитизма
- Говорящий слон
- Дельфин и помощь людей.
Наука и техника
- АЛКОГОЛЬ НЕОБРАТИМО ИЗМЕНИЛ МОЗГ У МЫШЕЙ
- Засев облаков
- ГИПОТЕЗА ГЕИ
- КАК АУТОФАГИЯ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ
- Духовная экономика.
- Багдиры.
- Вред маргарина и других трансжиров
- Великая Рукотворная Река
- Влияние телевизора на детей
- Биоэтанол
- Кто вредитель?
- Бессмертные омары
- Хлеб, которым нас убивают
- Озеленение крыш.
Наш дом-Земля
- А.Л. Чижевский. ГНЕВЫ СОЛНЦА
- ТРАНСГУМАНИЗМ И ЕГО СФАБРИКОВАННАЯ РОДОСЛОВНАЯ
- О ПРОЕКТЕ «НАШ МУСОР С НАМИ» ИЗ СЕЛА РЫШКОВА
- ЖИЗНЬ В СЕЛЕ.
- B. И. Вернадский. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Ноосферное строительство планеты в космическом пространстве— это новая эпоха её эволюции и эволюции живого вещества.
- ДВИЖЕНИЕ МААТАИ ВАНГАРИ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС»
- Загадки ровестника динозавра
- От астрологии до космической биологии
- Человек и Лес
- Задача Конференции Мира
- Актуальность идеи Н. Ф. Фёдорова об управлении природой в современности.
- РЕЗОНАНСЫ ШУМАНА.
Светлана Галчанская
Потенциал человека
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОВИД-БЕЗУМИЯ И ПОПЫТОК СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕМУ В МОЛДОВЕ.
- СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
- НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НОВОЙ ЭПОХИ.
- АЛКОГОЛЬ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ
- Вопрос о пагубном влиянии телевизора, компьютера и других устройств виртуальной реальности на детей и взрослых.
- Любовь — опустевшее понятие или суровый подвиг человечества.
- Гармония через вегетарианство
- Правда о прививках
- Человек, будущее - в твоих руках
- ЙОГА. Б.Л.Смирнов.
- РОД И ИНДИВИДУУМ. «МНЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» ИЛИ «Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЦЕЛОЕ»?
- ЭГРЫ КАК ОРГАНИЗМЫ . В.Я. Ткаченко
Роман
- А.П. ПЛАТОНОВ. ЮШКА
- Борхес Хорхе. Тайное чудо
- Андрей Платонович Платонов- НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ
- Андрей Платонович Платонов - " ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"
- А.П. Платонов. ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
- Леонид Андреев. ПРАВИЛА ДОБРА.
- ДЕТСКИЕ СЕКРЕТЫ. Достоевский Ф. М
- СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Ф.М. Достоевский. - А.Ф.Лосев. ЖИЗНЬ
- «БОБОК» (Ф.М. Достоевский)
- «Сказание о Дхарме»
- «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»
- «Корова». Андрей Платонов
Притчи
- В ЧЁМ СЕКРЕТ УСПЕХА?
- Вера матери в своё дитя.
- ДВЕ ЛЯГУШКИ
- ГРУЗ ОБИД
- Диверсия в сказке.
- Притча о зиме и жалости.
- ЛУЧШАЯ КУКУРУЗА
- ЧТО СКАЖУТ О ТЕБЕ
- Святой и змей Нагарджуна и вор
- Подъём, Познавший...
- Взгляд силы
- Как отрекаются от мира
- Вызыватель дождя
- Мудрец и сахар
Замечательные люди в Молдове.
КАРЛ ШМИДТ — НЕПОВТОРИМЫЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК КИШИНЁВА
Талант примара или человек славен трудом.
Наша Родина
- Ю.В. Иванов-ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ КОСОУЦКОГО МОНАСТЫРЯ
- Ю.В. Иванов ЛЕТОПИСНЫЙ ЧЕРН — ЗАГАДКА ВЕКОВ
- Ю.В. Иванов. «КОПЫТО ТРОЯНА» В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ МОЛДАВИИ И РУСИ
- Юрий Васильевич Иванов ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В СЕЛЕ ВАДУЛ-РАШКОВ И ЕЁ РАННЯЯ ИСТОРИЯ В ТОЛКОВИНСКИХ ТЕКСТАХ РУСИНОВ МОЛДАВИИ.
- ДРЕВНИЙ ПЕРЕСЕЧЕН: ГДЕ ОНА — МОЛДАВСКАЯ ТРОЯ?
- ДОСТОПРИМЕЧАЛЬНОСТИ САХАРНЫ
- Мощь веков
- Старооргеевское урочище
- Загадки Цыповского урочища
- Урочища и достопримечательности села Рудь.
Наш архив
НАШИ НОВОСТИ
-
Контактная информация
ЭТИКА ЖИВОТНЫХ
Жизнь на Земле зародилась давно. Вопросы о том, когда и как именно это произошло, пока остаются нерешенными, но очевидно, что сама по себе жизнь оказалась удачным проектом.
Ученые расходятся в оценке существующего количества видов, но можно утверждать, что истинная цифра находится где-то возле полутора миллионов. Некоторые виды существуют уже миллионы лет. Как им это удается?
Альтруизм.
Чтобы сохраняться в постоянно изменяющихся условиях среды, чаще всего настроенной недружелюбно, тот или иной вид должен выработать четкие механизмы, позволяющие выжить в жестоком мире. И хотя выживание вида зависит от выживания отдельных особей, это не всегда означает, что для сохранения вида должна выживать каждая особь. Для отдельного представителя вида это утверждение означает необходимость иногда пожертвовать собой ради выживания вида или конкретной популяции. Альтруизм — один из наиболее древних типов социального поведения. В животном мире известно множество примеров альтруистического поведения. Кролики барабанят лапами по земле, заметив приближающегося хищника, и тем самым привлекают внимание не только сородичей, но и самого хищника. Рабочие пчёлы, защищая улей, жалят врагов, которые во много раз крупнее их, и при этом погибают. Одноклеточные грибы погибают для того, чтобы хотя бы часть особей из популяции смогла выжить. При этом альтруизм не обязательно связан с гибелью животного. Любое поведение, приводящее к потере выгоды для себя в пользу другой особи, можно рассматривать как альтруистическое. Летучие мыши-вампиры жертвуют неудачливым собратьям часть добытой крови, чтобы спасти их от голодной смерти, обезьяны и птицы вылавливают паразитов у своих собратьев, препятствуя их распространению в популяции. Хотя подобная услуга не требует особых усилий, но выискивание паразитов отнимает время, которое можно было бы потратить на поиск еды.
Альтруистическое поведение невыгодно для конкретной особи, но выгодно для выживания популяции в целом. Механизмы такого поведения вырабатывались миллионы лет и закреплены генетически. Популяции, члены которых были слишком эгоистичными, вымирали. С течением времени у различных видов животных сформировались отлаженные схемы поведения, с высокой вероятностью гарантирующие выживание.
Эгоизм.
Такой высокий уровень "самосознания" у животных, в том числе и весьма примитивных, вызывал удивление и восхищение исследователей. Однако с течением времени выяснилось, что у "братьев наших меньших" не все так идеально. Ученые стали замечать, что отдельные особи в популяциях пренебрегают своим общественным долгом и предпочитают заботиться только о собственной выгоде.
Например, после анализа генотипа муравьёв-листорезов из нескольких колоний, выяснилось, что королевами преимущественно становятся дочери определенной группы Муравьёв. Королева у Муравьёв — единственная самка, способная оставить потомство, и "нечестные" отцы, фактически, лишают всех остальных шансов на размножение.
Законченными эгоистами оказались и некоторые слизевики одноклеточные грибообразные организмы, питающиеся бактериями. В благоприятных условиях эти существа живут поодиночке, но при ухудшении обстановки они сползаются вместе для того чтобы размножиться и найти новые места обитания. Слизевики формируют так называемое плодовое тело псевдомногоклеточный организм, состоящий из нескольких десятков тысяч отдельных слизевиков. Часть из них формируют спорофор, где образуются споры. Спорофор возвышается над субстратом на ножке. Это обеспечивает распространение спор ветром. В благоприятных условиях споры превращаются в полноценных слизевиков.
Слизевики, образующие ножку, погибают, жертвуя собой ради выживания остальных. Ученые выяснили, что не все слизевики способны на столь "благородный" поступок. Некоторые из них практически никогда не принимают участия в образовании ножки, стремясь занять выгодное положение в спорофоре.
Эгоистичные особи различных видов животных генетически отличаются от "простодушных" собратьев. Они несут определенные "эгоистичные гены", которые определяют способность к жульничеству. Ничего удивительного в этом нет — эгоисты имеют больше шансов на выживание, чем альтруисты, и их гены сохраняются в популяции с течением времени.
Но если количество эгоистов в популяции превысит критический уровень, то популяция вымрет. Чтобы избежать такого печального исхода, эгоисты должны иметь внутренние механизмы, препятствующие неконтролируемому увеличению их численности. Так, исследователи, обнаружившие "королевские династии" у муравьев, считают, что "нечестные" самцы научились распределять своих дочерей по различным колониям.
Стремление эгоистов поддерживать собственную численность на низком уровне также связано с необходимостью избежать разоблачения альтруистичными собратьями. Если альтруисты научатся распознавать носителей "генов эгоизма", они могут в дальнейшем избегать общения с ними и помогать только "добропорядочным" членам популяции. Такая концепция получила название реципрокного альтруизма.
Реципрокный альтруизм может предполагать не только идентификацию и изоляцию эгоистов, но и подавление носителей "генов эгоизма". В животном мире распознанный эгоистичный поступок может повлечь наказание, существенно превышающее потенциальный выигрыш от него.
Тотальный контроль
Возникает вопрос, откуда вообще берутся эгоистичные особи, ведь альтруизм во всех случаях является более выгодной для популяций стратегией поведения. Существует множество теорий и спекуляций на эту тему, но однозначного ответа пока нет. Одну из лучших книг, посвященных альтруизму, эгоизму и эволюции социального поведения в целом, написал британский этолог, эволюционист и популяризатор науки Ричард Докинз. Она называется "Эгоистичный ген".
В книге Докинз выдвигает теорию, согласно которой гены, или репликаторы, возникшие миллиарды лет назад, стремятся размножаться любой ценой. Со временем они создали себе машины для размножения. Сначала ими были клетки, потом многоклеточные организмы. Поведение машин полностью определяется потребностями эгоистичных генов. Докинз объясняет зарождение и значение эгоизма и альтруизма с точки зрения этой теории.
Человек также является высокотехнологичной машиной для сохранения и размножения генов. Но создавая человека, гены просчитались. Согласно выводам Докинза, человек — единственное живое существо на планете, которое может противостоять желаниям своих эгоистичных генов. Правда, пока это выражается в повышенном, по сравнению с остальными видами, уровнем агрессии.
Чувства животных — много ли мы о них знаем? Если о рассудочной деятельности — конечно, в её элементарной форме — многих обитателей суши и моря наука накопила немало фактов, выдвинула ряд интересных суждений, то мир эмоций у «братьев наших меньших» ещё ждет своих исследователей.
Считается, что все или почти все поступки животных объясняются инстинктами. Если же говорить об эмоциях животных, то диапазон их вроде бы неширок: испуг и страх, раздражение и гнев. А чувства доброты, печали, ненависти и сострадания? Свойственны ли они животным? Или, оценивая какие-то их реакции, мы невольно хотим увидеть в необычном поведении чувства, свойственные нам самим?
В основе любой науки лежат опыты, факты и наблюдения, взятые из окружающего нас мира. А изучение эмоций у животных говорит о многом. Еще Ф. Энгельс писал: «Собака и лошадь развили в себе благодаря общению с людьми такое чуткое ухо по отношению к членораздельной речи, что в пределах свойственного им круга представлений они легко научаются понимать всякий язык. Они, кроме того, приобрели способности к таким чувствам, как чувство привязанности к человеку, чувство благодарности и т. д., которые раньше им были чужды».
Фактов и наблюдений, говорящих о богатой палитре эмоции в животном мире, множество. И в конечном счете дело сводится к обобщению этих фактов, к научным умозаключениям. Разумеется, из одних и тех же фактов нередко делаются самые различные выводы. Увы, не последнюю роль играет здесь и известный афоризм: «Результат зависит от точки зрения». От утвердившихся взглядов, от общепринятого мнения. А порой и от ложной исходной позиции ученого. «Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение». Наверное, эти слова Гёте всегда будут справедливы в познании мира.
В основе психической деятельности животных, бесспорно, лежит механизм рефлекса — инстинктивная ответная реакция организма на какие-то воздействия. Но разве мы не видим во многих случаях того, что выходит за рамки инстинкта? Нередко на этот вопрос следует привычный отрицательный ответ. Необычный факт отвергается только потому, что противоречит традиционному взгляду. А сомнения остаются, поскольку утвердившиеся объяснения необычных случаев поведения животных далеко не всегда убеждают. Впрочем, истина конкретна — перейдем к фактам.
ххх
Вот что рассказала польский зоолог X. Гуцвинская: во Вроцлавском зоопарке волчица подружилась с приблудившейся бездомной кошкой. От людей кошка пряталась. Однажды, вспоминает Гуцвинская, они увидели, что испугавшаяся чего-то кошка мчится прямо в клетку к дикой волчице, под защиту!
Позднее наблюдали, как они вместе ели из одной миски. В морозные дни животные лежали, прижавшись друг к другу. С наступлением весны кошка возобновила путешествия по зоопарку, но тоскливый вой волчицы заставлял её вернуться.
ххх
О поразительном случае рассказывает зоолог Д. Рекассель. В жаркий полдень пришло на водопой стадо антилоп импала. Одну из них схватил крокодил. Трагический исход был бы неизбежен, если бы не дремавший в воде бегемот. С сердитым фырканьем он устремился к месту неравной схватки, вздымая волны, словно приличная канонерская лодка; крокодил, естественно, не стал дожидаться рукопашной со столь грозным противником, предпочтя скрыться в мутной глубине. Дальнейшее было ещё более удивительным. Бегемот подтолкнул носом антилопу подальше от воды и... принялся зализывать ее раны. «Редчайший случай в животном мире, — комментирует Д. Рекассель.— Самое настоящее проявление милосердия, причем к представителю совершенно иного вида! Увы, помощь пришла слишком поздно. Через полчаса антилопа умерла от шока и потери крови...» А бегемот еще четверть часа оставался около нее, отгоняя слетевшихся грифов, пока палящее солнце не загнало его обратно в речную прохладу.
ххх
Ирландский натуралист Б. О'Бриен, многие годы изучавший жизнь африканских слонов, утверждает, что эти животные хорошо помнят доброту человека. Он рассказывал, как охотник поймал слона, в задней ноге которого торчала большая заноза. Охотник поместил его в тесный загон и стал обрабатывать рану. Когда он продезинфицировал её спиртом, слон взревел от боли и чуть не разметал бревна клетки. Когда рана была обработана и боль утихла, животное успокоилось. Третью и четвертую перевязки слон перенес спокойно. Потом его выпустили на волю. После этого каждый раз, встречая своего спасителя, слон подбегал к нему, захватывал хоботом его руку и клал ее на то место, где осталась зарубцевавшаяся рана.
ххх
А вот как иногда доставляют себе удовольствие медведи, которые по смышлености находятся, несомненно, в первой десятке высших животных. В горах Восточного Казахстана работали геологи. Несколько дней огромная медведица издалека смотрела, как они катали на лесном складе бочки с горючим. Затем привела к лагерю двух медвежат и вместе с ними стала сбрасывать с обрыва пустые бочки. Каждый раз, когда стальная бочка с грохотом летела вниз, косолапые от восторга пританцовывали и радостно рычали.
ххх
Забота многих животных к рядом находящемуся существу особенно заметно проявляется в отношении детенышей. Тут и общая забота всего стада о своих подростках, и самопожертвование родителей ради спасения беспомощных еще детей, и усыновление чужих несмышленышей, потерявших отца и мать. Чужие родители легко принимают детенышей даже других видов, кормят их, защищают и обучают как собственных. Об этом писали много, однако стоит вспомнить редкостный случай, когда дворовый пес не только усыновил цыпленка, но прямо-таки «высидел» его. Дело было в Берлине. Собака утащила из гнезда наседки яйцо, из которого вот-вот должен был вылупиться цыпленок, и притащила в комнату. Она положила яйцо на диван, затем помогла цыпленку выйти из скорлупы и отнесла его на солнце, чтобы обсушить. Приемная мать ухаживала за новорожденным с поразительной любовью и заботливостью, ей не раз приходилось защищать своего питомца от других пернатых.
ххх
О любопытстве обезьян пишут не один век. Но вот вопрос: насколько оно осмысленно? Описан случай с четырьмя гориллами из нью-йоркского зоопарка. Когда их перевели из вольера в клетку, обезьяны стали ссориться. Дело доходило до серьезных потасовок. Решили применить необычное средство: перед клеткой установили телевизор. Когда его включили, обезьяны застыли на месте, прижались к решетке и впились в экран глазами. Перебранки и скандалы исчезли. Чтобы убедиться, воспринимают ли обезьяны телепередачи и телефильмы, учёные провели ряд экспериментов. Приматы внимательно следили за событиями на экране, увлекались так, что их было невозможно отвлечь.
ххх
Пожалуй, стоит напомнить и о таком необычном явлении, как «коллекционирование» всякого рода блестящих цветных вещей, которым особенно грешат птицы. В Австралии обитают родичи наших ворон — «атласные бесеочницы». Они тащат к своему гнезду раковины и цветы, яркие камешки, пуговицы и лоскутки материи. Все, что привлекает расцветкой, блестит на солнце. И не просто собирают, а по-настоящему любуются, играют со своим богатством. Натуралисты отмечают, что эта птица способна часами играть со своими безделушками. Особенно любит «похвастаться» самец, показывая свою коллекцию самочке. Хватает в клюв то один, то другой яркий предмет, показывая их подруге. Рассказывают, что в одном из таких «наборов» были найдены ножи, вилки, пряжки, зубная щетка и даже... бриллианты.
Впрочем, пальму первенства тут по справедливости надо отдать индийским воронам. Эти тащат понравившиеся им вещи даже из комнат. Однажды следователю пришлось разбираться с ограблением ювелирного магазина — систематически исчезали золотые оправы для очков. «Преступниками» оказались две индийские вороны.
С большим трудом клептоманию птиц можно увязать с «велением инстинкта». Но что же это тогда? Чувство красоты?
ххх
Многие животные способны на взаимовыручку в самых различных жизненных ситуациях. И порой примеры отчаянного самопожертвования и бескорыстной помощи выходят далеко за рамки классической ситуации, когда мать защищает детенышей от атаки хищника.
Интересный фрагмент с пернатыми, который имел место на одной из баз, где животных готовили к киносъемкам. В одном из вольеров жили сороки - кормили их, конечно, досыта. Зоологи были поражены, когда в сильные морозы к заключенным пернатым стали слетаться сородичи из леса. Пленники сквозь прутья просовывали вольным сорокам кусочки пищи.
ххх
Каннибализм оказался основной причиной объединения саранчи в стаи
Международная группа исследователей выдвинула теорию, объясняющую, почему саранча собирается в стаи. По мнению ученых, основной причиной такого поведения насекомых является боязнь быть съеденными своими собратьями. Работа исследователей опубликована в журнале Current Biology.
Предыдущие исследования показали, что каннибализм периодически наблюдается у саранчи. Особенно это явление распространено среди молодых насекомых. При недостатке пищи они начинают высасывать питательные вещества из ближайших соседей.
Используя данные, полученные при исследовании молодой саранчи, ученые под руководством Иейна Кузина из Принстонсовского университета смоделировали перемещения насекомых при образовании стай. Из полученной модели четко видно, что насекомые стремятся углубиться в толпу, пытаясь максимально удалиться от голодного каннибала, поедающего жертву. Страх быть сожранным приводит к тому, что каждая отдельная саранча стремиться оторваться от напирающих сзади насекомых. Это приводит к тому, что вся стая бесконтрольно движется вперед.
Стаи саранчи передвигаются со средней скоростью около 30 километров в сутки. Как взрослые, так и молодые насекомые поедают листья, стебли, метелки, колосья, плоды, кору на стеблях. Каждая особь съедает за свою жизнь около 300 грамм зелёной массы. В течение дня молодые насекомые питаются от 20 до 30 раз. В периоды массового размножения число особей саранчи достигает нескольких сотен и даже тысяч на квадратный метр.
Итак, доброта, преданность, сострадание, любопытство... Чувства удовольствия, радости, печали... Наверное, нельзя отказывать в этих эмоциях и чувствах миру высших животных. К такому выводу нас приводит не только изучение их жизни. Он закономерен. У животных, стоящих на эволюционной лестнице ближе к человеку, должны существовать признаки, черты основных качеств рода.
Безусловно, психика высших животных во многом еще загадочна. Очеловечивать психику животного, конечно, нелепо, но нельзя не замечать в действиях многих животных разумных поступков. Думается, можно лишь спорить о характере и о уровне «разумности», а также о специфике мышления животных. Разве разумное начало животных не может мирно сосуществовать с их инстинктами? Ведь инстинкт присущ и людям.