ПРИТЧИ


 

МУДРЕЦ И САХАР

Мудрец Джалаладдин Руми является одним из столпов суфизма. Многие люди приходили к нему за советом и мудрым словом. Однажды к нему пришла соседская женщина с мальчиком и сказала:
— Я уже испробовала все способы, но ребёнок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он Вас очень уважает.
Руми посмотрел на ребёнка, на доверие в его глазах, и сказал:
— Приходите через три недели.
Женщина была в полном недоумении. Это же так просто! Непонятно…
Люди приходили из далеких стран, и Руми помогал им решать большие проблемы сразу… Но она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребёнка и сказал:
— Приходите ещё через три недели.
Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чём дело. Но Руми лишь повторил сказанное.
Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику:
— Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья.
— Раз Вы мне советуете, я больше не буду этого делать, — ответил мальчик.
После этого мать попросила ребёнка подождать её на улице. Когда он вышел, она спросила Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто? Джалаладдин признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трёх недель будет достаточно, но ошибся… Один из признаков настоящего Учителя таков: он никогда не станет учить тому, чего не прошёл сам. Он должен быть честен, и в первую очередь с самим собой.

 

 

 

ТРИ СИТА

Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказали о твоём друге?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

 

 

ЗАЧЕМ НУЖНА ПЕЧАЛЬ?

Жил-был один суфийский мастер по имени Хассан. В один прекрасный день ученик сказал ему, когда они садились в лодку:
— Мне понятно, что существует радость, поскольку Бог — наш Отец и, естественно, Он должен дарить радость детям своим. Но почему существует печаль, несчастье?
Ничего не ответил Хассан, лишь стал грести одним веслом. Лодку закружило.
— Что ты делаешь? — воскликнул ученик. — Если ты будешь грести одним веслом, нам никогда не достичь другого берега. Мы так и будем кружить на одном месте. У тебя сломалось второе весло или заболела рука? Давай я погребу!
— А ты куда умнее, чем я думал, — ответил Хассан.

 

 

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?

Aмериканский индеец и его друг были в центре Нью-Йорка, прогуливаясь около Таймс-сквер в Манхэттене. Приближался час обеда, и улицы были заполнены людьми. Машины сигналили, на перекрёстках скрежетали такси, завывали сирены, и эти звуки города почти оглушали.
Неожиданно индеец сказал:
— Я слышу сверчка.
Его друг ответил:
— Что? Должно быть, ты спятил. Как ты смог услышать сверчка в таком шуме?!
— Нет, я в этом уверен, — сказал индеец, — Я слышал сверчка.
Индеец на минуту прислушался, а затем направился через улицу к большому цементному горшку, в котором росло несколько кустарников. Он заглянул в кусты пониже ветвей и действительно обнаружил маленького сверчка. Его друг был крайне удивлён.
— Это невероятно, — сказал он. — Должно быть, у тебя уши сверхчеловека!
— Нет, — ответил индеец. — Мои уши ничем не отличаются от твоих. Всё зависит от того, чтo ты слушаешь.
— Но этого не может быть! — сказал друг. — Я бы никогда не услышал сверчка в этом шуме.
— Да, это правда, — последовал ответ. — Вот, позволь, я покажу тебе.
Он сунул руку к себе в карман, выгреб несколько монет и бросил их на тротуар. И тогда, хотя шум переполненной улицы всё ещё ревел в их ушах, они заметили, как каждый человек в двадцати футах от них обернулся посмотреть, не его ли деньги звенят на тротуаре.
— Видишь, о чём я? — спросил индеец. — Всё зависит от того, чтo важно для тебя.(1)

 


ЧЬЁ МАСТЕРСТВО ВЫШЕ.

Однажды, странствуя по стране, Хинг Ши пришёл в один город, в котором в тот день собрались лучшие мастера живописи и устроили между собой соревнование на звание лучшего художника Китая. Многие искусные мастера приняли участие в этом конкурсе, множество прекрасных картин представили они взору строгих судей. Конкурс уже подходил к завершению, когда судьи неожиданно оказались в замешательстве. Предстояло выбрать лучшую из двух оставшихся картин. В смущенье смотрели они на прекрасные полотна, перешёптывались между собой и искали в работах возможные ошибки. Но, как ни старались судьи, не было найдено ими ни единого изъяна, ни одной зацепки, которые решили бы исход конкурса. Хинг Ши, наблюдая за происходящим, понял их затруднения и вышел из толпы, предлагая свою помощь. Узнав в страннике известного мудреца, судьи с радостью согласились. Тогда Хинг Ши подошёл к художникам и сказал:
 — Мастера, ваши картины прекрасны, но должен признать, я сам не вижу в них изъянов, как и судьи, поэтому я попрошу вас честно и справедливо оценить свои работы, а потом назвать мне их недостатки.
После долгого осмотра своей картины, первый художник откровенно признал:
 — Учитель, как ни смотрю я на свою картину, не могу найти в ней изъянов.
Второй художник стоял молча.
 — Ты тоже не видишь изъянов? — спросил Хинг Ши.
 — Нет, я просто не уверен с которого из них следует начать, — честно ответил смущённый художник.
 — Ты победил в конкурсе, — сказал, улыбнувшись, Хинг Ши.
 — Но почему? — воскликнул первый художник. — Ведь даже я не нашёл ни одной ошибки в своей работе! Как мог у меня выиграть тот, кто нашёл их у себя во множестве?
 — Мастер, не находящий в своих работах изъяна, достиг предела своего таланта. Мастер, замечающий изъяны там, где их не нашли другие, ещё может совершенствоваться. Как мог я присудить победу тому, кто завершив свой путь, достиг того же, что и тот, кто свой путь продолжает? — ответил Хинг Ши.

 


НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО

Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесёт самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду.
В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шёлковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.
Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя всё это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принёс жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам — запела, защебетала птичка, как живая. Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом неба запел настоящий, живой жаворонок, привлечённый пением с земли.
“Тот, кто творит умного и доброго человека, — самый искусный мастер”, — таково было решение стариков.

 

 

БАБОЧКА

… Кокон долго лежал неподвижно без изменений. Но вот однажды в коконе появилось маленькое отверстие. Случайно проходивший человек остановился и стал наблюдать, чтo будет с коконом. Человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто остановила свои усилия, а отверстие оставалась всё таким же маленьким. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и ни на что другое у неё не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но её тельце было слабым и немощным, её крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не этого не случилось. Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А всё потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через маленькое отверстие в коконе, необходимо бабочке. Ей необходимо самой, собрав все свои силы, расти, развиваться, окрепнуть, разрушить стенки кокона и полететь. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать…

притчи, бабочка, преображение

 

1.Многие городские дети вообще не смотрят на небо, не видят летящих по небу самолётов, звёзд, не говоря уже о метеорах. О настрое на восприятие определённых волн-мыслей хорошо говорил Б.Л. Смирнов: „…если мы произносим: «Мир дальнему и ближнему», мы должны реализовать это. Развиваются определённые колебания мозга, и когда идут эти волны больших зубцов, появляется возбуждение, а мелкие, гармоничные волны (альфа) приходят в покой. Если человек бросает эти волны, то они не пропадают. Мы здесь, находясь в комнате, подвергаемся непрестанному воздействию всевозможных волн. Надо настроить себя на принятие волн определённого характера, как радиоприёмник, как музыкальный инструмент. Так точно можно и передавать эти волны - несомненно, они будут действовать. Если человек никогда не ругается, другие люди стесняются в его присутствии ругаться. Если человек настроен как должно, он всегда в большей или меньшей степени вносит умиротворение в среду - жизненный опыт это говорит”.