КУЛЬТУРА И ДУХОВНОСТЬ



ЖИЗНЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.

 

Картинки по запросу серафим саровский прижизненный портрет19 июля 1759 г. в семье зажиточного купца Исидора Мошнина родился мальчик Прохор. Родители, хотя и были весьма набожными людьми, полагали, что Прохор пойдёт по стопам отца, как и его старший брат, поэтому его с детства приучали к этому делу. Однако у Прохора не лежала душа к торговле. Некоторые события  в детстве определяют или, можно сказать, предсказывают дальнейшую судьбу человека, и у Прохора случились такие судьбоносные события. Когда мальчику было семь лет, он упал с колокольни. Перепуганная мать подумала, что он разбился, но к своей радости нашла его целым и невредимым. В наше время люди сказали бы: «Родился в рубашке», но в то время люди усматривали в подобных случаях помощь высших сил, и родители решили, что их ребёнок храним Богом. Тем больше было отчаяние матери, когда в 9 лет Прохор тяжело заболел, причём какой-то непонятной болезнью. Ни родители, ни сам Прохор уже не думали, что болезнь пройдёт, но вот ему привиделся сон, в котором Богородица обещала посетить его и исцелить его. И когда через их город проходил крестный ход, мать вынесла его и приложила к иконе, и после этого Прохор начал выздоравливать.


Работа в купеческой лавке с братом не нравилась Прохору, и он всё чаще и чаще подумывал о монашеской жизни. В семнадцать лет, попросив благословления у матери (отца уже не было в живых), он направился сначала в киевский монастырь, а затем, прослышав о Саровской пустыни, устремился туда. Монахи стразу отметили рвение нового послушника, который, будучи крепким от природы, не гнушался физической работы: столярничал, сплавлял лес, заготовлял дрова. В телесном труде он усматривал помощника монаху в его борьбе с унынием и скукой, но и не стремился переусердствовать, считая, что ночью подобает отдыхать, ведь умерщвляться должно не тело, а страсти(1). Во время послушничества, которое продолжалось ни много ни мало, а восемь лет, Прохор часто уединялся в лесу для молитвы и размышлений, так как монастырская жизнь, хотя и удаляла человека от мира, не вполне способствовала глубокому погружению в себя, в тайники своего сердца.


Послушник монастыря — это своего рода кандидат, который должен показать, что он крепок верою и его не пугает монашеская жизнь. В то время монастыри, как институты религиозной работы, были ещё вполне жизнеспособными, и в них многие монахи действительно трудились как физически, так и духовно над преобразованием самих себя, а также и для блага народа. В зависимости от психики «кандидата» жизнь предлагала ему различные испытания его решимости. Вот и послушник Прохор в 1780 г., на третий год жизни в монастыре, тяжело заболел и полтора года провёл в постели. Братья монахи и даже сам настоятель ухаживали за ним; хотели даже позвать врача, но Прохор отказался. И опять ему во сне привиделась Богоматерь, которая, указав на него, сказала сопровождающим её ангелам и апостолам: «Этот нашего рода». После видения наступило выздоровление, а Прохор укрепился в вере, болезнь же свою истолковал как её испытание.


В 1786 г. Прохора постригли в монахи и дали новое имя — Серафим, что означает «пламенный». По-видимому, на выбор имени повлиял характер Прохора и его отношение к духовной и физической работе, к жизни, а также его внешний облик. Он был высокого роста, сильный, у него было полное лицо, несмотря на тот аскетический образ жизни, который он вёл, а также светлая память, бойкое, отчётливое воображение и увлекательный дар слова(2). Инок Серафим обнаружил большую склонность к уединению и рвение в молитве: в ночные часы он часто стоя молился, отчего у него сильно распухли ноги. И хотя ему можно было перейти в больничные кельи, он попросил более сурового, но удобного для него пути-лечения, — жизни в пустыни. Неподалёку от монастыря протекала речка Саровка, вокруг которой рос дремучий сосновый лес. На холмистом берегу реки спасались многие монахи, построив на расстоянии нескольких вёрст друг от друга кельи и ведя там маленькое хозяйство. О. Серафим также построил свою келью на высоком холме и назвал это место Афонской Горой из-за сходства ландшафта. В келье была одна комнатка с печкой, сени, крыльцо, рядом огород с забором, а потом появился и пчельник. Уединившийся о. Серафим занимался физическим трудом: колол дрова и отапливал помещение в зимнее время, а в тёплое время работал на грядках, чтобы по как можно больше обеспечивать себя едой и даже угощать приходивших к нему братьев. При этом он терпеливо переносил мороз, ибо ходил в одной и той же тонкой одежде, а летом — укусы комаров, которых было бесчисленное количество из-за близости реки и болот. Во время телесных трудов часто впадал в состояние благодушия, отчего пел священные песни, а иногда настолько погружался в себя, что полностью прекращал работу. Кроме этого, о. Серафим читал много книг, чтобы возвышаться умом и душою(3). Практиковал о.Серафим и умную молитву. Это повторение молитвы не вслух, а в сердце. После определённого времени необходимость в повторении молитвы отпадает, поскольку человек как бы узревает Высшего сердцем.


О. Серафим ограничивал себя в еде. Он брал из монастыря хлеба на неделю, часть которого отдавал пустынным животным(4). Впоследствии он приучил своё тело питаться только овощами со своего огорода. Это были картофель, свёкла, лук и трава сныть. Рассказывая о своём питании одной из сестёр Дивеевской общины, он говорил, что просто рвал эту траву, клал в горшок, добавлял в него воды и ставил в печку — выходило славное кушанье. А на зиму он сушил эту траву. Так более двух с половиной лет он питался практически этой травою! Для монаха очень важен режим и самоограничение в питании и сне. Позже, давая наставления другим монахам относительно питания и сна, он рекомендовал за трапезой не смотреть и не осуждать, кто сколько ест, но сосредотачиваться в себе. В обед есть досыта, а за ужином повоздержаться. Кроме того, в среду и в пятницу, по возможности, есть только один раз в день. Задача постящегося заключается в том, чтобы не терять контроль над собой, и, когда настаёт час трапезы, не предаваться ненасытному вкушению и телом, и умом. Утром и вечером он советовал ставить самовар и пить горячую воду, так как горячая вода очищает и тело, и душу, а вот питие чая он не приветствовал. Спать он рекомендовал ночью четыре часа (с десяти до часу), однако, если это трудно, можно ещё немного поспать днём. Такой режим питания и сна, по его мнению, необходим для успокоения головы. Монах, придерживающийся такого режима, будет не уныл, а здоров и весл. Сам же о. Серафим подвизался против сна гораздо строже. В последние годы жизни он вообще спал сидя на полу, спиной прислонившись к стене и протянув ноги. Иногда он клал голову на камень или на деревянный обрубок. Временами спал на мешках, кирпичах и поленьях, бывших в его келье. А ближе к смерти, он начал спать так: становился на колени и спал ниц к полу на локтях, поддерживая руками голову.


Однако вернёмся к началу его подвижничества. В глухом лесу на полпути к пустынной келье о. Серафима был большой гранитный камень. О. Серафим по примеру других христианских подвижников приходил в ночные часы молиться на нём. Молился он либо стоя, либо на коленях, и чтобы днём тоже можно было продолжать моление на камне, он принёс камень поменьше к себе в келью. Говорят, что о. Серафим молился на камне 1000 дней и ночей, а камень, который  находился в его келье, протёрся от его коленей. Однако от этого стояния и от ночных подвигов у о. Серафима возобновилась болезнь, и он решил прекратить стояние на камне, чтобы не изнурять силы душевные и телесные. В своих наставлениях он говорил, что «выше меры подвигов предпринимать не должно, а стараться, чтобы друг — плоть наша — был верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем, не уклоняться ни на десно, ни на шуе и давать духу духовное, телу — телесное, для поддержания временной жизни потребное»(5).


Удаляясь в пустынь, монах подвергается сильным психологическим испытаниям, которые ниоткуда извне не берутся, а проявляются из него самого или из мира, часть которого любой человек в большей или меньшей степени носит в себе. Просто-напросто, в тиши пустынной кельи они ополчаются против подвижника, принимая в зависимости от его психики различные образы: животных, бесов, женщин(6). Монах уходит от мира и монастыря в пустынь, чтобы эта битва произошла скорее и чтобы скорее он вышел из неё победителем. О. Серафим говорил: «Мы избегаем не людей, которые одного с нами естества и носят одно и тоже имя Христово, но пороков ими творимых… живущий в пустыне должен быть как бы распятым на кресте; в монастыре иноки борются с противными силами, как с голубями, а в пустыне, как с львами и леопардами»(7). И хотя эти все сражения происходят в сознании человека, однако раны в этих сражениях могут быть вполне реальными. О. Серафиму виделись и слышались бесы, звери, стремившиеся прорваться к нему в келью, но он оставался стойким, и они отступали. Впоследствии о. Серафим расскажет одному монаху, как однажды, когда он молился о спасении одной потерянной души и ему позволено было вытащить её из плена тёмных сил, последние, не стерпев этого, излили на него свою злобу, и у него на спине между лопатками образовался шрам от нанесённой ему язвы, который так и остался у него до самой смерти(8).


Однако в один день на о. Серафима напали не бесы из тонкого мира, а вполне реальные люди. О. Серафим рубил дрова в лесу неподалёку от своей кельи. К нему подошли трое разбойников, которые полагали, что раз к о. Серафиму ходят люди, то они приносят ему деньги. Хотя о. Серафим был крепок и вооружён топором, он поступил согласно духу своего звания. Бросив топор, он сказал им: «Делайте то, что вам надобно». Один из разбойников взял топор и обухом ударил о. Серафима, потом его били кулаками и ногами, волокли в келью. Там его связали. Обыскивая келью в поисках денег, они разломали печь, стол и, в конце концов ничего не найдя, убежали. Придя в себя, о. Серафим, прежде всего, помолился, чтобы Бог простил их, затем с трудом развязался и пошёл в монастырь. Когда монахи увидели его, они ужаснулись. У него были выбиты несколько зубов, волосы на голове и на бороде были в крови. В монастыре он семь дней не принимал ни воды, ни пищи. Врачи, которых монахи позвали в монастырь, обнаружили, что у него проломлен череп, перебиты рёбра, оттоптана грудь, и всё тело по разным местам покрыто смертельными ранами. Они удивлялись, как он вообще остался в живых. Хотели его лечить, но о. Серафиму опять было видение Богородицы. Она остановилась у его одра и сказала, обращаясь к лекарям: «Что вы трудитесь?». Потом, обращаясь к о. Серафиму, сказала: «Сей от рода нашего». Тогда о. Серафим очнулся и отказался от лечения. И действительно, после этого видения он пошёл на поправку, однако до конца оправиться так и не смог: согбенность, которая ещё ранее возникла у него из-за травмы при работе с лесом, ещё более усилилась, и он ходил, поддерживая себя палкой. Крестьяне, напавшие на него, были найдены. О. Серафим сам их простил и настоятельно просил, чтобы их не наказывали, иначе он оставит Саровскую обитель. Однако, по свидетельствам, их самих настигла беда: их дома сгорели в пожаре, и они пришли со слезами на глазах к о. Серафиму просить прощения(9).


В конце 1807 г. умер настоятель монастыря Исаия, с которым о. Серафим часто вёл беседы и который до последнего часа, даже будучи не в силах ходить, стремился к о. Серафиму в пустынь (монахи возили его на тележке). После смерти настоятеля о. Серафим решил принять обет молчания. Позже в своих духовных наставлениях он скажет, что ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание, и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою, и редкая с другими. «Признак духовной жизни — когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своём. Когда человек придёт в мирное устроение, тогда он может от себя и на прочих изливать свет просвещения разума»(10). Вообще для сохранения внутреннего человека о. Серафим советовал удерживать язык от многословия: «муж же мудр безмолвие водит». Когда монах из монастыря приходил к нему в пустынь с запасом еды на неделю, о. Серафим не выходил к нему, а монах просто оставлял мешок с едой в сенях. Если о. Серафим встречал кого-нибудь в лесу, он падал ниц и стоял на коленях до тех пор, пока тот человек не уходил. Если попытаться объяснить, с точки зрения современного человека, принцип действия молчальничества, то можно сказать, что такая внутренняя работа над собой и исправление своих недостатков является самой настоящей переплавкой психики, в результате которой ненужные шлаки сжигаются и удаляются, а внутренний человек, высшая натура, обладающая сверхспособностями, неуязвимая для страстей, себялюбия и греха, готовая к выполнению своего высшего долга, полностью заполняет собой смертное тело. О. Серафим говорил, что молчанием истребляется гордость и приобретается смирение, и: «Когда мы в молчании пребываем, тогда враг, дьявол, ничего не успеет относительно к потаённому сердца человеку, сие же должно разуметь о молчании в разуме».


Через некоторое время новый настоятель и монахи монастыря решили приобщить его Святых тайн, поэтому о. Серафим прервал обет молчания и вернулся в монастырскую келью. Однако и здесь он хотел сохранить уединение, в связи с чем начал вести затворническую жизнь, т.е. он не выходил из кельи и ни с кем не общался. Воду и пищу (только толокно и рубленую капусту) ему доставлял брат-монах, а затворник, чтоб никто не видел его, накрывал себя большим полотном и выходил к пришедшему. В это же время, чтобы не заботиться о смерти, яснее её представлять и ближе видеть её перед собой, о. Серафим попросил сделать для него дубовый гроб и поставить его в сенях кельи. Здесь он молился и готовил себя к исходу, а насчёт гроба просил, чтобы похоронили его в нём. Так о. Серафим прожил в затворе пять лет. По прошествии пяти лет он ослабил затвор, и к нему начали приходить люди с ранней литургии до восьми часов вечера. У него открылся дар прозорливости и исцеления. Люди обращались к нему с разными просьбами: дать наставление, исцелить от болезни или даже просто помочь найти пропавшую лошадь. Объясняя свою прозорливость и способность давать людям правильные советы, о. Серафим говорил, что он является лишь проводником воли Высшего: он, доверившись этой воле, передаёт лишь то, что первым приходит ему на ум. «Как железо ковачу, так я предал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю»(11), —  говорил он. Однако о. Серафим признавал, что в начале этой работы у него бывали и такие случаи, когда он давал советы, решая лишь своим умом; тогда происходили ошибки.


Поскольку здоровье о. Серафима по-прежнему было слабым (у него всё ещё болели ноги от стояния), ему посоветовали больше находиться на свежем воздухе и двигаться. Помолившись Богу, он попросил разрешения выйти из кельи и поселиться в другом месте. В свою прежнюю пустынную келью он не вернулся, так как она находилась далеко от монастыря в пяти верстах, поэтому он поселился в келье недавно скончавшегося монаха, которая находилась ближе к монастырю. Он вновь завёл себе огород и выращивал на нём овощи для себя и гостей. Возле кельи был родник и о. Серафим трудился у него: убирал вокруг, носил из реки камешки и устилал ими дно. Когда его спрашивали, зачем он это делает, он отвечал словами Ефрема Сирина: «Я томлю томящего мя». Вода в этом источнике обладала целебными свойствами; она не портилась, даже если очень долго стояла в закупоренных сосудах. В беседе с одним монахом о. Серафим как-то обмолвился, что вода стала целебной в ответ на его молитвы. Приходившим к нему больным он предлагал умыться или даже облиться водой из источника, и люди излечивались от разных болезней. Даже когда вспыхнула эпидемия холеры, люди выздоравливали, выпив воды из этого источника. Несмотря на то, что о. Серафим исцелял приходивших к нему больных; он считал, что болезни бывают для блага человека, так как тело раб, а душа царица, поэтому если тело берёт верх, то из милосердия человеку посылается болезнь, чтобы благодаря ей ослабели страсти и человек пришёл в себя. Иногда сама болезнь телесная рождается из-за страстей, и если отнять грех (её причину), то отступит и болезнь(12). Это же относится и к душевному состоянию, которое у людей мирских, подверженных страстям, очень часто отравлено унынием. «Кто победил страсти, тот победил и печаль», — говорил он, — «а побеждённый страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали. Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел». Он советовал всем тем, кто находится в отчаянии и унынии вспоминать слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, обо всём благодарите»(13). Ведь многие люди, кто ропщут на свою участь, не понимают, какое кощунство они совершают и что у них может отняться то, что, как им казалось, было в тягость, но без чего жизнь оказывается ещё тяжелее. Так, одна вдова, у которой было трое маленьких детей, роптала на свою горькую долю и обратилась к о. Серафиму за благословлением и советом. Старец посоветовал ей не роптать на своё горе, которое скоро кончится. Через неделю двое из детей умерли, а когда вдова вновь пришла к старцу, чтобы он разрешил её недоумение, он сказал: «Молись Заступнице Пресвятой Богородице и всем святым: клятвою детей своих ты много оскорбила их. Покайся во всём духовному отцу твоему и вперед укрощай гнев свой, чтобы не быть великою грешницею. В последний раз благословляю тебя: только ты прости их».


В новой пустыне о. Серафим начал ещё активнее принимать людей, и богатых, и бедных, всем кланялся до земли и, благословляя, сам целовал руки даже у непосвящённых людей. О. Серафим никого не укорял, да, он говорил правду и обличал, но делал это кротко и проникновенно, проникнувшись смирением и любовью. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Хотя О. Серафим в начале своей подвижнической жизни избегал общения с женщинами и даже просил благословления в этом настоятеля монастыря, в результате чего дорога в его пустынь оказалась преграждённой поваленными в бурю деревьями, что сделало невозможным доступ к ней слабому полу, впоследствии, когда он стал живым мертвецом для мира и страстей, он принимал всех без ограничений, в том числе и женщин разного возраста и семейного положения. Именно благодаря о. Серафиму в селе Дивеево возник женский монастырь. Часто приходившие к нему больные женщины после излечения направлялись жить именно туда. Сёстрами по его совету становились не только те женщины, которые исцелились от болезни, но и те, кто просто хотел получить наставление. Однако, следует отметить, что о. Серафим не был противником семейных отношений. Он благословлял семейные отношения и стыдил тех, кто оставлял семью ради странничества или отшельнической жизни. Бывало так, что, прозревая будущее, одним женщинам он советовал идти в монастырь, а другим выходить замуж, причём они, придя к нему, желали обратного, но время показывало, что его наставление было верным. Общение о. Серафима с женщинами становилось предметом злословия и зломыслия: видя, как много женщин разного возраста посещают о. Серафима, некоторые монахи и крестьяне позволяли себе неподобающие мысли и слова, однако о. Серафим был мёртв для мира(14), а поскольку мог читать чужие мысли, часто стыдил пришедших к нему и подумавших худое, в чём те непременно раскаивались.


Не все могли прийти к о. Серафиму. Поскольку старец обладал даром прозорливости и ведал сердца людей, он не допускал к себе худых людей и другим советовал их избегать. Так, если к нему приходил человек с худыми мыслями и натурой, о. Серафим мог просто не выходить к нему, чем очень удивлял сопровождавших пришедшего, который были убеждены в набожности и искренности намерений волка в овечьей шкуре. Для о. Серафима такие «люди» были физическим воплощением тёмных сил, с которыми он сражался до крови в своей келье(15).


Интересно, как о. Серафим однажды объяснил различие между религиозной теорией и практикой. Как-то раз некий священник привёл к о. Серафиму профессора, преподававшего в семинарии одну из наук богословия, который хотел принять от старца благословление на вступление в монашество. О. Серафим не давал на эту просьбу никакого ответа, и когда священник заметил об этом, он спросил, не нужно ли профессору ещё поучиться чему-нибудь. И когда священник начал убеждать о.Серафима, что профессор знает православную веру, тот сказал, что профессор «искусен сочинять проповеди, но учить других так же легко, как с нашего собора бросать на землю камешки, а проходить делом то, чему учишь, все равно, как бы самому носить камешки на верх собора. Так вот какая разница между учением других и прохождением самому дела»(16). Путь монаха труден и не каждого о. Серафим благословлял на него. Но если человек решался, то о. Серафим давал советы, как преуспеть в этой трудной работе. «Монах должен ежедневно выметать свою избу и непременно хорошим веником. Он должен учиться творить умную молитву сердечную молча, дыша через нос. Однако одна внешняя молитва недостаточна: те монахи, которые не соединяют внешнюю молитву с внутренней, — не монахи, а чёрные головёшки. Монах должен избегать как «геенского огня галок намазанных (женщин)», которые часто сбивают его с пути. Также он должен помнить, что «истинная мантия монашеская есть разумное перенесение клеветы и напраслины: нет скорбей — нет и спасения». Монах всё должен делать потихоньку, полегоньку и не вдруг; «добродетель — не груша, её вдруг не съешь»(17).


Смысл же и цель христианской жизни для обычных людей,  по мнению о. Серафима, заключался в не в том, чтобы молиться, поститься и быть бдительными, что необходимо, но само по себе недостаточно. Главная цель христианской жизни заключается в стяжании духа святого, с приходом которого в душе человека возникает тишина и мир. В беседе с помещиком Мотовиловым, который всё никак не мог понять, чтo означает это стяжание, о. Серафим, взяв его за плечи, смог передать ему это душевное и физическое состояние мира, которое тот почувствовал, как нестерпимый свет из глаз старца, невыразимый мир и теплоту в душе, необыкновенную сладость, необыкновенную радость в сердце, теплоту необыкновенную, хотя на дворе была зима и падал снег, и необыкновенный запах, который у него ассоциировался с духами из лучших модных магазинов(18). Так психика Мотовилова пыталась переложить на привычные для него образы явление иного плана. К сожалению, опыт сей помещик Мотовилов не сохранил(19), и свидетельство об этом, записанное им в своей рукописи, лежало в пыли на чердаке среди другого хлама, где её по счастливому стечению обстоятельств нашёл  и восстановил С. Нилус.


Как и многие подвижники, о. Серафим был заранее готов к своему исходу. Как мы уже писали выше, за годы до этого события, он попросил сделать ему гроб, на котором сидел и размышлял об этом часе. Также он заранее, ещё при выходе из затвора, выбрал себе место для могилы. 1 января 1833 года (по старому стилю) он пришёл на литургию, по окончании которой простился со всеми, всех благословил, поцеловал и, утешая, говорил: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся». Один из монахов заметил, что в течении дня о. Серафим три раза выходил на то место, которое было указано им для погребения и, оставаясь там долгое время, смотрел на землю. Вечером монахи слышали, как он пел в своей кельи пасхальные песни. Наутро монахи почувствовали запах дыма из кельи, и так как о. Серафим не отвечал, они рванули дверь, сорвав её с крючка, и вошли внутрь. В комнате был сумрак и дым: некоторые вещи тлели от упавшей свечи. Самого старца не было видно, но когда зажгли свечу, то увидели, что он стоял в обычном своём белом балахончике перед иконой Богоматери «Умиление» на коленях с руками, сложенными крестообразно на груди. Думали, что он спит и начали будить его, но оказалось, что он умер; в таком положении он окончил свою подвижническую жизнь. Вот так ушёл один из последних истинных христианских подвижников(20), который всей жизнью делами, мыслями и словами показывал, какой должна быть настоящая духовная  работа и каковы её плоды.

 март 2015 г.
Редакция журнала «Общее Д


1.«Прости брат осёл, я плохо с тобой обращался», — так сказал перед смертью Франциск Ассизский, обращаясь к своему телу, имея в виду своё несправедливо чрезмерное к нему пренебрежение ради духовной жизни. По этой причине о. Серафим впоследствии не носил вериг. «Кто нас оскорбит словом или делом, если мы переносим обиды по-евангельски — вот  вериги наши, вот и власяница».

2. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха и затворника. Христианская жизнь. Клин 2011. С. 34. В дальнейшем приводятся ссылки на это издание.

3. Он называл это снабдением души. См. его трактат «Чем должно снабдевать душу».

4. Одна из сестёр Дивеевской обители рассказывала, что о. Серафим кормил медведя хлебом с рук и даже предложил ей покормить его. Отвечая ей, почему медведь такой ручной, о. Серафим привёл в пример других подвижников, к которым приходили дикие животные. Так родился сюжет картины художника «О. Серафим кормит медведя». — С. 157. Вообще же, о. Серафим неохотно соглашался, чтобы с него писали портреты, говоря «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и святых, а мы — люди, и люди-то грешные». Но видя настойчивость одной из сестёр Дивеевской общины, позволил написать два портрета, благодаря чему до нас дошли его изображения. – С. 339.  

5. С. 445.

6. Ср. ощущения человека в звукоизолирующей  камере (см. журнал «Общее дело» № 2, С. 80).

7. По этой причине о. Серафим неохотно советовал другим монаха поселяться в пустыне.

8. О. Серафим непрестанно молился за всех живых и усопших, при этом он зажигал много свечей и лампад в своей келье. Война между светлыми и тёмными силами происходит в более тонких мирах, а следы её отображаются в плотном мире.

9. Вопрос о непротивлении злу насилием достаточно сложный и решаться должен диалектически. По нашему мнению, решение сопротивляться или нет, должно быть принято в зависимости от касты человека, понимаемой в данном случае как его жизненный путь, избранный им в соответствии со своей психикой. Если полагать, что всё человечество  едино, то, сопротивляясь злу, монах, вступивший на путь ненасилия и любви ко всему живущему, сходит с этого пути и предаётся ненависти, злобе, гневу, т.е. кладёт свою энергию на чашу весов зла. Для него как для человека, у которого нет семьи или людей, нуждающихся в его защите, гораздо страшнее усугубить общечеловеческую карму и навредить своим врагам (таким же людям, русским, как и он, у которых, возможно, есть и семьи, которые будут горевать и нуждаться в случае смерти их кормильцев), чем умереть, если, конечно, он, действительно, достиг такого уровня сознания и безразличия к своему телу. С другой стороны, домохозяин или воин обязан защищать свою семью и страну от врагов, и уклонение от этого будет рассматриваться как грех. Поэтому Евангелие нужно понимать диалектически, а не догматически, в зависимости от психики человека и жизненных обстоятельств. И это не фарисейство, ведь сам Иисус в одном месте говорил о необходимости продать одежду и купить меч,  а в другом — перестать сопротивляться. Б.Л. Смирнов в комментариях к «Бхагавадгите» пишет о том, что Кришна не побуждал бы сражаться против братьев, прадеда и учителя Арджуну, если бы тот был брамином, а не кшатрием.

10. С. 432

11. С.232

12. С. 419.

13. Также он говорил: «Дабы сохранить мир душевный, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный».

14. О. Серафим был мёртвым не только для мира, но и для своих родных. Рассказывают, что один из посетителей о. Серафима собирался ехать в Курск и предложил ему передать что-нибудь родному старца и другим родственникам, на что о. Серафим, указав на иконы Христа и Богоматери, сказал: «Вот мои родные, а для живых родных я уже живой мертвец».

15. Один монах рассказывал, как во время обсуждения причин злобного отношения одного крестьянина к Дивеевской общине, о. Серафим указал на звериную сущность последнего, и, хотя старец оставлял его на волю Божью, сам он был решительно настроен противостоять подобным людишкам и действующим через них силам. «И после этих слов, старец вдруг принял угрожающий вид и всеми движениями как бы показывая себя вооруженным против кого-нибудь, сказал: — А когда против врага-то стоят, так уж стоят». — С. 285. Как это диалектически контрастирует (но не противоречит!) с его же  словами о необходимости сохранения мира душевного: «Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. И потому оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы их оскорбления нас не касались. Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.»— С. 433.

16. С. 206

17. С. 275

18. С. 466?491.

19. Другими словами промотал, подтвердив свою фамилию.

20. Отвечая одному монаху, почему они не живут так, как раньше жили подвижники, о. Серафим говорил, что у теперешних монахов нет к ней решимости. Вообще институт монашества и церкви пришёл в сильный упадок, и люди не могли этого не замечать. Б.Л. Смирнов писал, что неверно винить большевиков в уничтожении церкви, которая к тому времени уже разлагалась от внутреннего нечестия. Попытка её реанимации была сделана И.В. Сталиным в годы Великой Отечественной войны, которая была судьбоносной в жизни не только русского народа, но и всей планеты: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и Ангелы его воевали против них». Отражение этой войны было на земле, а народу в такое тяжёлое время необходимо было заполнить тот вакуум, который образовался в его духовном поле. Однако с приходом Хрущёва эта попытка была сведена на нет. Вторая попытка реанимации была произведена в 90-х года прошлого века, но, хотя многие устремились в лоно церкви, жизни от этого в официальном православии не прибавилось. Сейчас православие живо лишь потому, что в нём есть искренние люди и искренние священники, которые просто нашли подходящую для их психики форму выражения своей духовной жизни, но которая дискредитируется в глазах других людей, не считающих себя верующими, по той причине, что большая часть христианского «духовенства» ведёт неподобающий образ жизни. Чтобы не быть голословным, можно указать отнюдь не аскетическую жизнь попов и их приверженность порокам. Люди даже без скандалов, освещаемых в новостях, осознают эту проблему. Однажды нам довелось быть участником разговора простых сельчан. Молодой человек из молдавского села спрашивал совета своего родственника постарше о том, кем бы ему стать в жизни, на что тот предложил ему стать попом, так как попы хорошо зарабатывают. Реакция молодого человека была резко отрицательной: он категорически отказался от этого, так как не хотел становиться «голубым», ибо в округе все попы имели такую репутацию. Вот так вот: и смешно, и грустно. И вот этим попам нужно целовать ручку и доверять им крещение своих детей?! Ещё раз оговоримся: это не касается всех служителей церкви, но народ говорит такие вещи неспроста.