Проект "БУДУЩЕЕ ШКОЛ МОЛДОВЫ"
ЖУРНАЛ «ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Жизнь Замечательных Людей
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЖОРДАНО БРУНО.
- ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ РАМАКРИШНЫ.
- ГЕОРГИЙ ФРАНЦИСК СКОРИНА
- ЖИЗНЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ П.А. КРОПОТКИНА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.П. ПАВЛОВА
- ЖИЗНЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
- Николай Федорович Федоров
- Борис Леонидович Смирнов
- ЖИЗНЬ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ
Культура и Духовность
- ОТЦОВСТВО И ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Мирча ЭЛИАДЕ. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ: ВВЕДЕНИЕ
- «ГАРРИ ПОТТЕР»:
ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОККУЛЬТИЗМУ - ВОПРОС О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
- М. Элиаде. СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ И МИФЫ
- ВОПРОС О ЗНАЧЕНИИ ШКОЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И О ПОСЛЕДСТВИЯХ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОПТИМИЗАЦИИ» ШКОЛ
- РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ
- Ранние представления о солнечном божестве
в толковинской мифологии русинов Молдавии - Вопрос о самобытности и исконности русской культуры
- «МАХАБХАРАТА» — памятник древней Индии
- Итоги тысячелетий духовных устремлений человека
- Культура древности и современность. Б.Л.Смирнов
- Древнерусский бог ТРОЯН и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии*. Ю.В. Иванов
- О БЛОКИРОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И СМИ
История-Археология-Этногенез
- СВЕТЛАНА ЖАРНИКОВА: МЫ КТО В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ?
- ПАСХАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Н.Ф. ФЁДОРОВА
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ У ПРИМИТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
- Н.Ф. Фёдоров. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ — СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ
- МОЛДАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВСЕМ МИРОМ ЧИСТИТЬ КОЛОДЦЫ КАК ОБЩЕЕ ДЕЛО
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О САКРАЛЬНОМ СИМВОЛИЗМЕ МОЛДОВЫ
- ТИАУАНАКО
- В лучах кристалла Земли
- Опыт исследования духовных ритмов истории
- Трипольская культура
- Этническое самосознание русинов севера Молдавии. Ю.В.Иванов
- Ю.В. Иванов. Толковинскй текст «ДО ВЭЫЛЭЫКОГО РАТАТА».
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ.
Этика Животных
- ИЕРАРХИЯ У КРЫС
- История слоних
- МОББИНГ В ЖИВОТНОМ МИРЕ
- ОБУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН «РАЗГОВАРИВАТЬ»
- Ломехуза или модель умирающего общества.
- Горбатые киты оказались спасителями.
- Слоны плачут?
- Собаки понимают речь
- Альтруизм и Эгоизм...
- Бабочки-вампиры
- Mетропёс
- Вид паразитизма
- Говорящий слон
- Дельфин и помощь людей.
Наука и техника
- АЛКОГОЛЬ НЕОБРАТИМО ИЗМЕНИЛ МОЗГ У МЫШЕЙ
- Засев облаков
- ГИПОТЕЗА ГЕИ
- КАК АУТОФАГИЯ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ
- Духовная экономика.
- Багдиры.
- Вред маргарина и других трансжиров
- Великая Рукотворная Река
- Влияние телевизора на детей
- Биоэтанол
- Кто вредитель?
- Бессмертные омары
- Хлеб, которым нас убивают
- Озеленение крыш.
Наш дом-Земля
- А.Л. Чижевский. ГНЕВЫ СОЛНЦА
- ТРАНСГУМАНИЗМ И ЕГО СФАБРИКОВАННАЯ РОДОСЛОВНАЯ
- О ПРОЕКТЕ «НАШ МУСОР С НАМИ» ИЗ СЕЛА РЫШКОВА
- ЖИЗНЬ В СЕЛЕ.
- B. И. Вернадский. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Ноосферное строительство планеты в космическом пространстве— это новая эпоха её эволюции и эволюции живого вещества.
- ДВИЖЕНИЕ МААТАИ ВАНГАРИ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС»
- Загадки ровестника динозавра
- От астрологии до космической биологии
- Человек и Лес
- Задача Конференции Мира
- Актуальность идеи Н. Ф. Фёдорова об управлении природой в современности.
- РЕЗОНАНСЫ ШУМАНА.
Светлана Галчанская
Потенциал человека
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОВИД-БЕЗУМИЯ И ПОПЫТОК СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕМУ В МОЛДОВЕ.
- СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
- НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НОВОЙ ЭПОХИ.
- АЛКОГОЛЬ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ
- Вопрос о пагубном влиянии телевизора, компьютера и других устройств виртуальной реальности на детей и взрослых.
- Любовь — опустевшее понятие или суровый подвиг человечества.
- Гармония через вегетарианство
- Правда о прививках
- Человек, будущее - в твоих руках
- ЙОГА. Б.Л.Смирнов.
- РОД И ИНДИВИДУУМ. «МНЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» ИЛИ «Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЦЕЛОЕ»?
- ЭГРЫ КАК ОРГАНИЗМЫ . В.Я. Ткаченко
Роман
- А.П. ПЛАТОНОВ. ЮШКА
- Борхес Хорхе. Тайное чудо
- Андрей Платонович Платонов- НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ
- Андрей Платонович Платонов - " ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"
- А.П. Платонов. ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
- Леонид Андреев. ПРАВИЛА ДОБРА.
- ДЕТСКИЕ СЕКРЕТЫ. Достоевский Ф. М
- СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Ф.М. Достоевский. - А.Ф.Лосев. ЖИЗНЬ
- «БОБОК» (Ф.М. Достоевский)
- «Сказание о Дхарме»
- «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»
- «Корова». Андрей Платонов
Притчи
- В ЧЁМ СЕКРЕТ УСПЕХА?
- Вера матери в своё дитя.
- ДВЕ ЛЯГУШКИ
- ГРУЗ ОБИД
- Диверсия в сказке.
- Притча о зиме и жалости.
- ЛУЧШАЯ КУКУРУЗА
- ЧТО СКАЖУТ О ТЕБЕ
- Святой и змей Нагарджуна и вор
- Подъём, Познавший...
- Взгляд силы
- Как отрекаются от мира
- Вызыватель дождя
- Мудрец и сахар
Замечательные люди в Молдове.
КАРЛ ШМИДТ — НЕПОВТОРИМЫЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК КИШИНЁВА
Талант примара или человек славен трудом.
Наша Родина
- Ю.В. Иванов-ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ КОСОУЦКОГО МОНАСТЫРЯ
- Ю.В. Иванов ЛЕТОПИСНЫЙ ЧЕРН — ЗАГАДКА ВЕКОВ
- Ю.В. Иванов. «КОПЫТО ТРОЯНА» В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ МОЛДАВИИ И РУСИ
- Юрий Васильевич Иванов ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В СЕЛЕ ВАДУЛ-РАШКОВ И ЕЁ РАННЯЯ ИСТОРИЯ В ТОЛКОВИНСКИХ ТЕКСТАХ РУСИНОВ МОЛДАВИИ.
- ДРЕВНИЙ ПЕРЕСЕЧЕН: ГДЕ ОНА — МОЛДАВСКАЯ ТРОЯ?
- ДОСТОПРИМЕЧАЛЬНОСТИ САХАРНЫ
- Мощь веков
- Старооргеевское урочище
- Загадки Цыповского урочища
- Урочища и достопримечательности села Рудь.
Наш архив
НАШИ НОВОСТИ
-
Контактная информация
НАША РОДИНА
ЗАГАДКИ ЦЫПОВСКОГО УРОЧИЩА
«Тайна для меня то, до чего моё сознание не доросло, так что толкуй не толкуй, пока моё сознание не поднялось до известного уровня, тайна для меня остаётся тайной, её можно только спрофанировать. Другое дело секрет. Это то, что от меня скрывают по тем или иным мотивам, но вопрос вполне доступен моему сознанию, например, где находится такое-то и такое место. Если это секрет, то и нечего тебе из него делать тайну, всё равно ничего не выйдет, секрет останется секретом»
Б.Л.Смирнов (из писем к Д.Д. Дебольскому)
Цыповское урочище и находящийся в нём скальный монастырь являются очень хорошим примером мест-тайн: будучи у всех на виду, многократно посещаемые туристами, они не раскрывают своей сущности и истории даже тем, кто давно их исследует. То немногое, что известно об этом комплексе, противоречиво, поэтому позволяет мистификаторам и псевдоэзотерикам наводить на Цыпово большой туман, в котором каждый может увидеть и свои страхи, и свои чаяния. Парадоксы и загадки, тем не менее, действительно окружают Цыпово, и данная статья является попыткой обобщить наиболее достоверные, по нашему мнению, сведения об этом месте.
Но сначала хотелось бы дать краткое описание природы данного комплекса. Некогда большие реки (сейчас это ручьи) Блэнэрица, Валя Сатулуй, Ципава текли бурным потоком с северо-запада и запада, вымывая на своём пути известковые скалы. На пути к Днестру им преграждает дорогу крупный холм, который они огибают, образуя водопады и по левоую и по правую сторону холма. Не часто увидишь такое зрелище у нас в стране, и хотя водопады невысоки по мировым меркам, но они достойны восхищения и уважения. Далее простирается большой овраг, склоны которого достигают 100?150 метров. Овраг тянется почти на километр, вплоть до того места, где начинается Днестр. Склоны оврага здесь достигают наибольшей высоты. У устья ручья-речушки на правом склоне берега Днестра на террасе расположен скальный монастырь.
В истории цыповского урочища выделяют несколько пластов. Во-первых, в конце второго тысячелетия до новой эры это место, по-видимому, уже населяли геты, и здесь находилась их крепость. Археологи Высоцкий и Ислаев проводили здесь раскопки ещё в советское время, однако никаких материалов об этих раскопках нет ни в библиотеках Молдовы, ни в Археологическом Музее в Кишинёве, хотя, по словам сотрудников музея, доклад по раскопкам был и должен был сохраниться, но никто о нём ничего не знает. Тайна или секрет? Из сообщений других источников следует, что археологи датировали гетскую крепость XII?VIII вв. до нашей эры, однако проверить это не представляется возможным. Кроме того, сообщается, что здесь также находился гетский некрополь. Умерших сжигали, а золу сохраняли в глиняных сосудах, помещая их в специальные ниши, выдолбленные в скале. Подобные погребальные комплексы не редкость в Молдове: они есть в селе Нагоряны, в селе Жабка, в селе Рашков и в Старом Оргееве. Предположение о том, что во всех этих скальных комплексах ниши были предназначены не для жилья, а для захоронения, было выдвинуто авторами сайта fenixmoldova.md. Они объясняют своё предположение тем, что большинство ниш небольшого размера, в них невозможно поместиться человеку, не говоря уже о том, чтобы жить в них. Таким образом, основным предназначением комплекса, являлось, по мнению этих исследователей, хранение останков предков. Нам кажется, что в эпоху гетов данный комплекс выполнял как минимум несколько функций и трудно сказать, какая из них была основной. Мы мало понимаем древних, их ценности, хотя кое-что для этого у нас осталось. Помочь нам в этом может глубинная память языка (языков). Хотя язык гетов до нас не дошёл, за исключением некоторых топонимов, тем не менее, геты были индоевропейским народом, и мы можем приблизиться к пониманию их образа жизни и мышления через язык и обычаи других индоевропейцев(1).
Как ни странно, но ключ к пониманию цыповского комплекса и подобных ему мы обнаружили в работах Н.Ф. Фёдорова. Во многих своих работах он рассматривает вопрос о причинах основания первых городов и этимологию слова «кремль». По мнению Н.Ф. Фёдорова, первые города были основаны как священные крепости, острожки, защищающие прах предков. Для древних людей, у которых культ предков занимал главенствующее место в жизни, прах отцов был, быть может, самым ценным в их жизни, тем, что надлежало охранять. Древнее название цыповского скального комплекса «horodi?te» — городище, т.е. город-крепость. Городище — массовое явление эпохи неолита и энеолита. Очевидно, что слово произошло от глагола «отгораживать» или слов со сходной семантикой. Отгораживались с целью охраны. Кого? Только живых? Если мы рассмотрим слово «хоронить» («хранить») и «охранять», то увидим, что они однокоренные.(2) Интересно, что в молдавском языке «a hrani» означает «кормить, питать», а слово «hrana» означает «еда», «пища». Невольно приходит на ум обряд древних индусов, выполнение которого является обязанностью старшего сына. Обряд называется «шраддха» и заключается в символическом подношении предкам жертвенных галушек. Считается, что без пищи предки на том свете теряют силы и, в конце концов, могут умереть. Здесь, символьно-конкретное мышление древних построило ритуал поминовения на предложении пищи. Очевидно, что слово храм также родственно этим понятиям (ср. «хранитель»). Таким образом, можно предположить, что в дохристианский период цыповский скальный комплекс возник как кремль в понимании Н.Ф. Фёдорова, а именно как сооружение, совмещающее в себе некрополь (храм)(3) и крепость.
Конечно, есть и другие предположения о значениях слова «кремль». Как ни странно, но они также созвучны с цыповским комплексом. Так, согласно некоторым исследователям, слово кремль произошло от греческого «кремнос», что означает «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом» — чем не цыповские крутые скалы над Днестром?! Другие исследователи считают, что слово первоначально означало часть засеки, где растёт лучший строевой лес, или же лучшую часть заповедника (жаль, что в настоящее время остался только заповедник, а ле?са остаётся всё меньше и меньше: во многих местах почти голые скалы, хотя если посадить на них сосны, они могли бы очень даже хорошо здесь расти). Другие исследователи считают, что слово «кремль» появилось от слов «кром», «крома», что означает «край, рубежная полоса, граница». И в этом случае цыповский комплекс подходит под определение: река всегда считалась естественной границей.
Таким образом, цыповский скальный комплекс был неприступным кремлём. Кроме этого, он был снабжён многочисленными подземными ходами, которые позволяли делать вылазки и держать осаду достаточно долгое время. Говорят, что там даже было подземное озеро. Наверняка грунтовые воды в некоторых местах могли образовывать достаточно большие полости с питьевой водой.
Какова же история этого комплекса в свете истории и предыстории Молдовы? По сведениям историков, к началу новой эры римляне завоевали Дакию, которая располагалась западнее современной Молдовы(4). Те гето-даки, которые не согласились подчиниться завоевателям, ушли в Карпаты и на восток к Днестру. И хотя территория современной Молдовы оставалась не завоёванной римлянами, она постоянно подвергалась набегам и со стороны римлян, а затем со стороны кочевников — готов, гуннов. Местное население использовало скальные комплексы как форпосты в борьбе против захватчиков: в них можно было выдерживать осаду, а затем, пользуясь поземными ходами, делать вылазки и сообщать обстановку остальному войску. Пребывание в горах, по мнению Н.С. Державина, определило название этноса: мунтяне. Румыны ещё в XX-ом веке так называли молдаван.(5)
Вопрос о том, куда исчезли геты, остаётся открытым. На территории современной Молдовы археологи нашли очень много свидетельств того, что элементы гетской культуры встречаются в поселениях Черняховской культуры(6), и даже делают вывод об их сосуществовании. Черняховская культура исчезает в IV-м веке до нашей эры. Академик Б.А. Рыбаков считает, что Черняховская культура относится к древнеславянской культуре, и на основании подробного археологического анализа делает вывод, что она пришла в упадок за счёт деятельности готских племён(7). Рядом со скальным комплексом были найдены останки славянского городища.
Есть свидетельства того, что в IX-м веке, когда образовалось киевское государство, территория современной Молдовы до Дуная была заселена тиверцами и уличами, которые имели собственное войско и представляли собой независимое объединение. Их главным центром был город Пересечин (сегодня село Пресечино Оргеевского района). В IX-м веке через эту территорию на запад проходили угры (венгры) Затем в X-м веке были набеги печенегов, а в XI-м веке сюда приходили половцы. Из-за этого местное население отступало на север к Карпатам и опять же использовало свои форпосты и систему пещер и поземных ходов для ведения партизанской войны. Цыповский комплекс, наверняка также использовался местным населением как крепость в борьбе с кочевниками. И так как местное население было обращено в христианство гораздо позже, чем население Киевского государства, — в XII?XIII-м веке — в цыповском скальном комплексе вряд ли мог находиться христианский монастырь ранее этого времени. Поэтому вероятнее всего, его образование приходится на XIV век. Легенды же говорят, что его основал Штефан чел Маре или же что он венчался в нём, однако подобные легенды возникают либо в силу желания народа приобщить урочище к архетипу, к народному герою, либо (чаще всего это происходит на этапе развития туристической отрасли) они возникают как псевдоистория объекта, настоящая история которого утрачена. Как бы то ни было, с обращением местного населения в христианство и с образованием Молдавского государства христианские монастыри основывались в стратегических зонах и выполняли не только культовую, но и военную роль. Может быть, заложенная Сергием Радонежским традиция основания христианских монастырей как форпостов в условиях постоянных набегов кочевников распространилась и на Молдавское княжество; возможно, что она появилась здесь самостоятельно. Поэтому не удивительно, что все молдавские господари, и Штефан чел Маре в том числе, поддерживали и цыповский скальный монастырь. Он был оснащён пушками и другим оружием.(8) Монахи могли контролировать передвижение судов по реке и в случае появления «поганых», т.е. монголо-татар, а позже турок, давать первый отпор и оповещать о нападении центр. Монах с этой точки зрения выступал идеальным воином-пограничником. Отрешившийся от мирского, он находил на крутых живописных склонах Днестра и место для беседы с Богом, и тяжёлую работу в монастыре (обеспечение монастыря едой, обустройство келий, рытьё подземных ходов и т.д.), и возможность «положить свою жизнь за други своя».
По сути, в цыповском скальном комплексе выделяют два монастыря: старый и новый, хотя чаще все их называют одним именем: Успенский монастырь. Он просуществовал до Великой Отечественной Войны. По некоторым данным, он самоликвидировался к 1949 г. по хозяйственно-экономическим и нравственным причинам, а монахи по личному желанию и по просьбе епископа были переведены в Курковский монастырь(9). На тот момент в МССР действовал 21 монастырь(10), поэтому говорить о принудительном закрытии монастырей сразу с приходом новой власти нельзя. Помещение цыповского монастыря было передано под детский дом. Деятельность детского дома отрицательно сказалась на архитектуре монастыря, и, в конце концов, он также был закрыт. Когда в 1988 г. группа «Феникс», состоящая из археологов-любителей, приступила к его изучению и восстановлению, им пришлось вынести из его помещений несколько тонн камня и мусора. В настоящее время скальный комплекс и монастырь являются открытым туристическим объектом, вокруг него ходит множество уже современных легенд, которые создают ореол таинственности, но вряд ли имеют реальное основание. Так, говорят, что здесь по ночам, якобы, можно встретить призрак белой женщины или чёрного монаха, что здесь открываются энергетические каналы, связывающие с Тибетом, и пр. Несомненно, цыповский комплекс — необычное место. Нам не хочется употреблять термин «место силы», так как от него веет кастанедовщиной, а в ней столько «дёгтя», что вкус мёда можно даже и не заметить. Лучше уж употреблять термин «урочище», понимая под ним запечатлённое окружающей природой действие энергетического поля земли в этом месте. В таких местах (лес посреди поля, гора или крутой холм на равнине или наоборот — резкая впадина с источником или озером и т.д.) даже люди, не знакомые ни с какими эзотерическими практиками, модными учениями и теориями, ощущают особое состояние пространства, которое воздействует на их мысли, чувства и тело. Другое дело, что мы от жизни в городах с их постоянным шумом и грязью отвыкли от восприятия такого рода энергий, и наши органы, отвечающие за это, атрофировались, как мышцы у человека, в течение нескольких месяцев не встававшего с постели. Многие ощущают в себе желание восстановить работу этих органов, но вместо здоровой пищи для восстановления они, образно говоря, бросаются на «fast food»(11), на «продукты с пищевыми добавками» или даже на «генномодифицированые продукты», которые и вкусны (для испорченного вкуса), и вредны, так как их длительное употребление приводит к различным болезням. Мы имеем в виду модные эзотерические практики, учения и теории. Восстановить свои органы для восприятия энергий поля земли, стихий, находясь в городской среде и питая их такой «пищей», нельзя. Для этого нужно чаще бывать на лоне природы, погружаться в неё, а также питать себя здоровой пищей. Критерием для определения здоровой пищи является наличие в ней нравственного отношения ко всему живому, к природе, к народу, к своей земле.(12) Цыповский комплекс влечёт к себе и питающихся здоровой пищей, и тех, кто питается «быстрой едой». Но для последних его тайна остаётся закрытой, так как без чистых намерений, без нравственного очищения, знания истории, которые хранит природа, земля, то или иное место, не раскрываются человеку. Поэтому историю цыповского комплекса ещё предстоит написать; наша же статья вовсе не претендует на это, а является лишь постановкой проблемы.
Ковальский А.А.
Редактор журнала «Общее дело»
P.S. Как принято в данной рубрике, мы предлагаем читателю наши фотографии Цыповского урочища, этого удивительного места, см. фото.
1. Сам термин «индоевропеец», по мнению многих учёных, устарел и уже не корректен, т.к. в его основе лежит лингвистическая теория о происхождении из санскрита целой группы языков. Однако если же признавать санскрит более поздним явлением и то, что праязык индоевропейцев сформировался гораздо раньше, в 5 тыс. до н.э., на территории современной России, то необходимо использовать нечто другое.
2. хоронить. Общеслав. производное от *chorna "защита, охрана" <"питание, корм, пища"> (питая — берегут!), родств. авест. xvar?na — - "еда, питьё". Значение "защищать, беречь" <"кормить"> более свойственно заимств. из ст.-сл. "хранить". Полногласное "хоронить" приобрело в качестве наиболее частотного значение "прятать, убирать (чтобы сберечь), хоронить". http://glossword.info/index.php
3. По мнению Н.Ф. Фёдорова, древнейшей религией является культ предков.
4. Державин Н.С. Происхождение молдавского народа //Советская наука. – М. 1940, №12. Следует отметить, что римляне, которые принялись обустраивать завоёванную Дакию, были римлянами только по гражданству. В действительности завоёванные земли были насильно заселены специалистами-«колонизаторами» разных национальностей, главным образом из Сирии и Малой Азии. Поэтому вопрос о преемственности римской культуры и крови у румын получает совсем другой ответ (там же)
5. Там же.
6. Черняховская культура — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территориях Украины, Молдавии и Румынии в II-IV-м веках. http://ru.wikipedia.org
7. Там же.
8. Вельтман А. Ф. "Воспоминания о Бессарабии" //"Пушкин в воспоминаниях современников" — 3-е изд., доп., СПб.: Академический проект, 1998. — Т.1.
9.Из информационного отчёта уполномоченного Совета по делам РПЦ МССР П.Н. Раменского за I и II квартал 1949г от 21 июня 1949г., см. www.fenixmoldova.md
10. Из докладной записки председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова в Совет министров СССР о состоянии православных монастырей от 10 сентября 1949г. №833, см. www.fenixmoldova.md
11. «Fast food» в переводе с английского означает «быстрое питание».
12. «Помогай природе и работай заодно с ней, и тогда природа признает в тебе одного из своих творцов и станет покорна тебе. И откроет перед тобой широко вход в свои сокровенные недра, обнажит перед взорами твоими сокровища, заключённые в глубинах её непорочной девственной груди». «Голос Безмолвия», буддийский текст. Об этом также очень хорошо говорится у Д. Андреева в «Розе Мира»: человек, ушедший в лес для отдыха и для того, чтобы научиться слушать стихии, не имеет права убивать.