НАША РОДИНА


О ПРЕДЫСТОРИИ ГОРОДА ФЛОРЕШТЫ И О ДРЕВНОСТЯХ ЕГО ОКРАИН.

«Немудрые презирают ничтожный источник — начало великих рек».
Восточная мудрость. (из писем академика Б.Л.Смирнова)

Есть много местечек в Молдове, которые на первый взгляд кажутся неприметными и невзрачными; в массовых книжках по истории им всего лет 400–500, а между тем, почти у каждого из них есть какая-то изюминка, скрытая история. Одним из таких местечек является город Флорешты в северной части этого удивительного края. На первый взгляд  обыкновенный провинциальный городок, но, вглядываясь в ландшафт его окрестностей, скалы вдоль берега реки Реут, широкое русло реки и её высокие берега, невольно задаёшь себе вопросы: А так ли молод этот город? Может быть, уже тысячи лет назад здесь жили люди? Что это были за люди? Так уж они были отличны от современных людей, и почему мы так мало знаем об их жизни? Почему дети читают в учебниках истории об Египетских пирамидах, Стоунхендже и других известных памятниках, но ничего не могут сказать о городе, селе, в котором они живут — чем славно это место? Разве нам нечего написать в учебниках по истории родного края? А много ли взрослых могут ответить на эти вопросы? В данной статье мы попробуем показать, что материал для изучения есть и он охватывает огромные временные промежутки.
Согласно официальной науке, территория северной зоны Молдавии была заселена 300 тыс. лет назад в Ашельскую эпоху нижнего палеолита.(1) К этому времени относится стоянка у села Варваровка и села Бобулешты (1 км.к востоку от окраины города Флорешты). Поселение было открыто В. И. Маркевичем в 1954 г. и названо «Гура-Каменка. Птицеферма», так как оно находилось на месте бывшей птицефермы. Здесь же была найдена мезолитическая(2) стоянка и стоянка трипольской культуры. Стоянка Бобулешты-VI расположена правом берегу реки Реут неподалёку от того места, где он меняет своё направление на юго-восток. Она была расположена на территории и в непосредственной близости от каменного карьера. Здесь было найдено множество объектов: кремнёвые орудия, нуклеусы(3), отщепы, лезвия и т.д. (4) Трудно сказать, кто населял эту территорию в этот период. Считается, что до 40 тыс. лет назад человек современного типа ещё не появился в Европе, и её населяли неандертальцы. Кроманьонцы, или ориньякцы, т.е. европеоиды — близкие к современному человеку люди пришли в Европу 40 тысяч лет назад с Русской Равнины: ранее, выйдя из Африки, они прошли через Левант (территории восточного побережья Средиземного моря) и направились на Русскую равнину, причём часть из них повернула в Европу, а другая на Алтай. Такие данные сообщают современные генетики.(5)  Делая небольшое отступление, скажем, что археологи и генетики располагают ограниченным материалом, а именно теми находками, что были обнаружены до сих пор. Причём есть много примеров того, что некоторые находки, ставящие под сомнение всю построенную наукой систему представлений, просто скрываются и исключаются из системы как ненужные. То, что генетики и археологи помещают предков человека разумного в Африку, не исключает возможности существования более древней цивилизации, располагавшейся до резкого похолодания в северных широтах у полярного круга. Оставшиеся в живых представители этой цивилизации могли спуститься в более тёплые регионы, а от городов и культуры их соплеменников просто не осталось и следа за стотысячелетия существования ледника, за исключением преданий об арктической родине, о шестимесячной смене дня и ночи и о полярных сияниях. Таким образом, изучая орудия труда, которые приписываются другой ветви человекообразных существ, мы просто располагаем данными, которые обнаружили и предоставили для всеобщего пользования учёные.
До VI тыс. до н.э. мы не располагаем никакими сведениями о находках в округе Флорешт, кроме мезолитической стоянки у с. Гура-Каменка. К этому времени климат Пруто-Днестровья значительно изменился. Считается, что 100 тыс. лет назад началось похолодание: к этой территории вплотную поступил ледник и продолжалось это до 40 тыс. лет назад, когда ледник начал отступать. Окончательное отступление ледника произошло 10 тыс. лет назад. Климат в то время стал более тёплым и мягким, происходило расширение площадей широколиственных лесов. Выпадали обильные осадки, а средняя температура летом была на несколько градусов ниже, чем сегодня. Если сейчас Флорешты расположены в районе Бельцкой степи, то по данным споро-пыльцевых диаграмм было определено, что в этом районе была лесостепь и широколиственные леса, в которых преобладали липа, вяз, дуб, граб, грабинник, лещина, калина.(6) Таким образом, в период мезолита в Пруто-Днестровском регионе, т.е. 10–6.5 тыс. лет назад создавались наиболее благоприятные условия для обитания человека.
В период неолита — эпоху, которая последовала за мезолитом, — а именно в V тыс. до н.э. на территорию Пруто-Днестровья проникли племена культуры линейно-ленточной керамики (КЛЛК). Название эта культура получила по характерному рисунку на керамической посуде: рисунок наносился не краской, а вдавливанием и нарезанием линий. Некоторые исследователи считают, что носители КЛЛК не были ариями, однако российский учёный-генетик В. А. Рыжков, используя краниологический анализ, убедительно доказал, что аграрные культуры неолита первой волны, в том числе и КЛЛК принадлежали исключительно к гаплогруппе(7)R1a1, т.е. к роду ариев(8). Гаплогруппа R1a1 возникла в результате различных мутаций примерно 12 тысяч лет назад: её носители пришли в Европу из Алтая через Иранское плато, а затем через Анатолийский полуостров и Балканы. В настоящее время носителями этой гаплогруппы является большинство русских, украинцев, белорусов, и других славянских народов. Кроме того, большинство индусов высших каст также являются носителями этой гаплогруппы. КЛЛК относится к группе дунайских культур (раннедунайская), которая процветала в период 5.5–4.5 тысяч лет до н.э. В этот период её носители расселились почти по всей Европе. В период прихода носителей КЛЛК в Пруто-Днестровье, а также западнее в Европе жили местные племена кроманьонцев, которые были ассимилированы пришельцами. Считается, что ассимиляция происходила мирным путём. Это доказывается краниологическим и генетическим анализом, которые показывают, что местное население не сразу исчезло, а постепенно растворилось среди ариев. Кроме того, генетически они были близки, и это облегчало ассимиляцию.
Вопрос о периодизации поселений КЛЛК на территории Поднестровья достаточно противоречиво освещается специалистами. Некоторые специалисты считают, что племена КЛЛК продвинулись на эту территорию не на раннем этапе своего развития, а значительно позднее и жили по соседству с ранними племенами Триполья(9). Этот вывод был сделан на том основании, что в регионе были найдены фрагменты керамики с угловым и «нотным» орнаментом, который, по мнению специалистов, относится к более поздним ступеням развития КЛЛК. Однако по сведениям других авторов на поселении Флорешты-I были обнаружены фрагменты с накольчатым орнаментом, что позволяет отнести нижний слой поселения к наиболее ранним памятникам КЛЛК Пруто-Днестровкого региона.(10) С другой стороны, утверждается, что КЛЛК внесла свой вклад в развитие культуры Боян, а затем на основании их взаимодействия образовалась Трипольская культура .(11)


Если взглянуть на карту памятников и мест отдельных находок КЛЛК на территории Молдовы, то мы увидим, что наибольшее их скопление находится во Флорештском районе, вокруг самого города Флорешты: вдоль реки Реут (рис. 1). Это поселения: 1) Флорешты-I, расположенное на западе г. Флорешты, на правом берегу оврага между городом и посёлком городского типа Маркулешты; 2) Флорешты-II — на юго-восточной окраине г.  Флорешты в пойме левого берега реки Реут; 3) Варваровка-VIII (урочище Ла болницэ) — на территории позднетрипольского поселения Варваровка-VIII, расположенного на коренном правом берегу Реута напротив с. Бобулешты (здесь был обнаружен колодкообразный топор, принадлежащий КЛЛК); 4) Гура-Каменка-VI, VII, X — три поселения (5 км.от г. Флорешты); 5) Рогожаны-II (~ 15 км. от г. Флорешты у железнодорожной станции); 6) Цыра-II — на левом берегу Реута на южной окраине с. Цыра (~15 км. от г. Флорешты).
Наиболее изученным считается поселение Флорешты-I. В 1954?56 годах прошлого века здесь проводились обширные раскопки под руководством Т. С. Пассек. Были обнаружены углублённые в землю котлованы неправильно-округлой, фасолевидной формы. Оченьчасто к ним примыкали ещё другие ямы. В с. Рогожаны II и Гура-Каменка VI были обнаружены наземные жилища, которые встречаются крайне редко.

Рис.1 Памятники КЛЛК в Пруто-Днестровье.(12)
(нумерация на карте не совпадает с текстовой)

Коллекция бытового и производственного инвентаря из Флорештского поселения-I наиболее богатая — 664 изделия, среди них изделия из кремня, камня, кости, глины, обсидиана(13). Из предметов культа и украшений, а также прочих изделий в поселении Флорешты-I был найден шарик округлой формы и пинтадера(14)
К сожалению, мы почти ничего не знаем о мировоззрении и верованиях носителей КЛЛК. В других поселениях в Европе были найдены изображения Богини-Матери. По-видимому, общество было матриархальным, однако есть многочисленные свидетельства того, что мужчины-старейшины пользовались больши?м почётом и уважением. Что касается погребений, то раскопки на некоторых поселениях указывают на обряд сожжения умерших, тогда как в других были обнаружены скорченные на боку скелеты, посыпанные красной охрой(15).
Во Флорештах были также найдены поселения культуры Боян.(16) Культура Боян именуется так по названию озера Боян в Румынии. Считается, что племена этой культуры пришли на территорию Пруто-Днестровья с юга, с Дуная. Специалисты рассматривают культуру Боян как одну из культур позднего неолита и не смешивают её с трипольской культурой. Однако есть мнение, что культура Боян — это в сущности то же Триполье или Предтриполье. На поселении Флорешты-I, т.е. на том месте, где были обнаружены поселения КЛЛК, было найдено несколько полуземлянок, в которых, предполагается, жили носители культуры Боян. Кроме керамики и орудий труда, характерных для данной культуры, в одной из полуземлянок было найдено девять костяных амулетов и одиннадцать заготовок для них(17). Амулеты были выполнены в форме человека, хоть и достаточно схематично: намечены только голова, плечи и туловище. В некоторых из них было проделано отверстие. Подобные фигурки были также найдены на территории Румынии, Болгарии и Чехословакии. В настоящее время известны амулеты из глины, кости, меди и золота. Они широко распространены в памятниках Трипольской культуры. Похожи на них медные антропоморфные амулеты, найденные в раннетрипольском поселении у с. Карбуна (Молдова). Очевидно, что фигурки из кости, найденные во Флорештах, более древние и относятся к дотрипольскому периоду, когда мировоззрение трипольцев только начало получать свои характерные формы. Кроме того, были также найдены амулеты из глины. Самый известный из них выполнен в форме ромба с отверстиями в каждой вершине. Предполагается, что все эти амулеты — найденные и во Флорештах и у с. Карбуна — носили культовый характер. Доказательством этого могут служить изображения двух идолов на большом глиняном алтаре, найденном в с. Трушешты (около Кишинёва), у которых на шее имеется по одному амулету: один из них в форме ромба, а другой — удлинённого прямоугольника(18).
Некоторые исследователи относят поселение Флорешты-I, т.е. то, где ранее были найдены жилища КЛЛК и культуры Боян, к одному из самых древних, наиболее ранних трипольских поселений.(19) Однако кроме поселения Флорешты-I было также найдено множество других стоянок племён трипольской культуры в окрестностях Флорешт и прилегающих к ним сёлах. Если взглянуть на карту раннетрипольских памятников Пруто-Днестровья, то опять же мы увидим, что большинство из них сосредоточены вокруг Флорешт, в том месте, где река Реут поворачивает на юго-восток (рис.2).
Так, на восточной окраине города на склоне левого берега реки Реут, на территории частных усадьб и «Заготзерна» было найдено поселение трипольской культуры, датируемое второй половиной четвёртого тыс. до н.э. (20) (названное «Флорешты-II»). На расстоянии 3 километров к северу от Флорешт в урочище Куцу-ла-малул-язулуй на левом берегу пруда найдено ещё более раннее поселение трипольской культуры, датируемое первой половиной четвёртого тысячелетия до н.э. (названное «Флорешты-III»)(21). В двух километрах севернее от западной окраины Флорешт на правом склоне лощины найдено поселение трипольской культуры позднего периода — первой половины третьего тысячелетия до н.э. (названное «Флорешты-V»). Примечательно, что в последнем поселении были найдены кремнёвые орудия (нуклеусы, скребки, пластины, отщепы), антропоморфные статуэтки, украшенные «фартуком с бахромой» — орнамент из углубленных линий ниже живота — и неорнаметированные фигурки. В одном из раскопов был найден уникальный сосуд, по форме близкий к типу «биноклевидных», но в отличие от них состоящий из трёх секций.
То есть правильнее его нужно назвать «тринокль».(22) Расписан чёрной краской по естественному фону сосуда. Следует сказать, что предназначение биноклевидных сосудов до сих пор неоднозначно трактуется специалистами. «Монокли», «бинокли» и «тринокли» (единственный был найден во Флорештах) появляются на том этапе, когда Трипольская культура завершила формирование своих основных черт; правда, некоторые специалисты считают, что они могли использоваться и ранее, но не сохранились, так как изготавливались из дерева.(23)

Рис. 2. Памятники раннетрипольских поселений.(24)

Есть мнение, что «бинокли» использовались в обряде вызывания дождя: их полость должна была обеспечить нисхождение небесной влаги на землю, а парность исследователи считают знаком эпохи — эпохи Близнецов, ведь солнце в день весеннего равноденствия восходило именно в этом созвездии. В подтверждение указанной функции «биноклей» можно указать на почитание трипольцами доброй змеи — ужа, изображение которого очень часто встречается на трипольских сосудах. До XX-го века в некоторых русинских семьях на севере Молдовы совершался обряд вызывания дождя, который заключался в приглашении доброго ужа отведать парное молоко — существо, связанное с влагой и плодородием, хранитель дома, домовой, задабривалось, и шёл дождь.(25)
В непосредственной близости от каменного карьера на плато правого берега Реут, там, где была палеотическая стоянка (урочище Ла-болницэ) было обнаружено крупное (1000x500 м) поселение трипольской культуры позднего периода — Варваровка-VIII. Здесь были найдены знаменитые сосуды с летающими собаками, которые можно увидеть в Национальном археологическом и историческом музее в Кишинёве (рис.3).

Рис. 3. Летающая собака.

Кроме собак, также на сосудах изображены лошади, олени, олениха, оленёнок, птицы. Считается, что летающие собаки и прочие звери входили в свиту главной богини трипольцев, которая изображена на сосуде, найденном в селе София Дрокиевского района (также есть в указанном музее).(26) Судя по облику, атрибутам и свите, она связана со стихией воды и плодородием, а также с космосом (рис.4).
Вообще она по своей загадочности очень напоминает трипольского великана-Пурушу, которого академик Рыбаков считает праобразом ведического Пуруши. Субъективно она воспринимается, как некая запредельная этому миру сущность. К сожалению, в трипольских поселениях вокруг Флорешт не было найдено подобных изображений. Однако были найдены зооморфные и антропоморфные статуэтки с изображением женщин.(27)

Рис.4. Главная богиня трипольцев.

Напротив г. Флорешты на правом берегу р. Реут расположено село Варваровка. К югу от села и западу от него на правом берегу реки Реут было также найдено несколько поселений Трипольской культуры разного периода: поселение среднего периода Варваровка-XII — в урочище Бортоаса в 2 км.к югу от села на возвышении вокруг группы курганов; поселение позднего периода Варваровка-XV, расположенное над известняковыми каменоломнями в урочище Кукуець; рядом с ним, в долине оврага было обнаружено поселение раннего периода Варваровка-XVI; между маслосырзаводом и Варваровским парком располагалось поселение среднего периода Варваровка-XVII. В поселениях позднего периода найдены остатки межэтажных перекрытий двухэтажных домов, полов и штукатурки стен с 4?5 слоями побелки.(28)
В задачу данной статьи не входит раскрытие всей самобытности трипольской культуры, так как в рубрике «История — Археология — Этногенез» данного выпуска нашего Журнала содержится богатый материал по этой теме. Следует только прояснить некоторые моменты относительно дальнейшей судьбы трипольцев и обобщить весь изложенный материал.
Уже 5 тыс. лет до н.э. на территории Пруто-Днестровья жили люди, мало чем отличающиеся от современных. Представители рода R1a1, арии, в лице носителей КЛЛК продвинулись сюда с Дуная, ранее проникнув туда с Балкан и Анатолийского полуострова. Они смешались с местным населением, кроманьонцами, которые уже перешли от мезолита к неолиту. Смешивание происходило мирным путём, так как КЛЛК были, так сказать, родственниками местного населения, ибо до разделения (40 тысяч лет назад) на алтайскую и европейскую ветвь у них был общий предок; кроме того, это подтверждается тем, что мужское местное население сохранилось, а не было истреблено. Представители КЛЛК, Боян в Пруто-Днестровском регионе и примыкающих к нему территориях создали знаменитую Трипольскую культуру, однако по сути это был один род. Есть основания предполагать, что у них был общий протоиндоевропейский праязык. До начала второго тысячелетия до н.э. Трипольская культура достигла своего наивысшего расцвета, однако затем она загадочно исчезла, а род R1a1 появился в Индии и Иране в виде кочевых арийский племён. Однако «арий» — буквально означает пахарь, аграрник, от глагола «о[a]рать». Почему же пахарям вздумалось покинуть нажитые земли, да ещё уходить так далеко? Ведь есть свидетельства, что к II тыс. до н.э. они дошли до Южного Урала, построив там городища (одно из них было найдено в конце 1980-х годов и получило название Аркаим), но затем ушли даже оттуда. Неужели их напугали пришлые кочевые племена? Российский генетик А. А. Клёсов предположил, что трипольцы покинули территорию Пруто-Днестровья и Русской равнины и направились в Индию и Иран из-за извержения вулкана Санторин на одноимённом острове в Эгейском море, которое произошло в 1600 лет до н.э. Вулкан стёр с лица земли Эгейскую цивилизацию, а все Балканы и Европу до Урала покрыл пеплом. В атмосферу было выброшено 60 кубических километров пепла, поэтому температура резко и надолго снизилась на всей Земле(29). Существование аграрных обществ на территориях трипольцев оказалось невозможным, поэтому было решено двигаться на восток и далее в Индию и Иран. По-видимому, часть трипольцев поднялась выше за Карпатские горы и жила там до тех пор, пока природа не восстановилась после выпадения вулканического пепла. Затем они вновь спустились на исконную территорию и, смешавшись там с родственными племенами, возродились в виде аграрных племён культуры Ноуа и гетов, соседуя и воюя с кочевниками-степняками.
Подводя итоги, скажем, что, по нашему мнению, любой житель Пруто-Днестровского региона (места зарождения Трипольской культуры и её основы — КЛЛК) должен испытывать гордость за то, что он живёт на той земле, где некогда жили предки авторов Вед и Авесты, основатели индийской и Иранской культур, носители праязыка индоевропейцев. Каждый должен знать историю своего города, села, а пример Флорешт показывает, насколько богатой может быть древняя история совершенно неприметного  города. Знание этой истории может послужить объединяющим началом для людей разных национальностей и основой для создания принципиально новой культуры, основанной на знаниях прошлого; ведь история, археология и генетика утверждают, что у молдаван, украинцев, белорусов, русских и прочих славянских народов есть общие предки, т.е. братья, у которых не может быть национальной вражды.

P.S. Как принято в данной рубрике, мы предлагаем читателю наши фотографии этого удивительного места, см. фото


Редактор журнала «Общее Дело» Ковальский А.А

 

1)Палеолит, или каменный век охватывает период от 2,6 млн. до 10 тыс. лет назад.

2)Мезолит — период между палеолитом и неолитом, 10?5 тыс. лет до н.э.

3) Куски камня, от которого откалывались пластинки  для изготовления орудий или вкладыши для них.

4)Т. Chetraru, «Bobulesti» VI — o statiune  de la inceputul» paleoliticului superior
in Moldova// Annuarul Muzeului National de Istorie a Moldovei II. Anul 1992,р.139.

5) А. А. Клёсов, ДНК-генеалогия, краниометрия и происхождение европеоидов // Вестник Российской Академии ДНК-генеалоги,. авг. 2010,  т.3, №8

6) Ларина О.В., Культура Линейно-Ленточной Керамики Пруто-Днестровского Региона // Stratum plus. ВАШ антропологический журнал, Кишинёв, 1999, №2, с. 26.

7)Гаплогруппа — общая для представителей рода комбинация меток и мутаций в мужской Y-хромосоме. Передаётся исключительно по мужской линии и сохраняется в течении тысячелетий, что позволяет отлично прослеживать пути переселения человечества.

8) В. А. Рыжков, Солнечный шейпинг черепа как расовообразующий фактор и маркёр миграций древнего человека // Вестник Российской Академии ДНК-генеалоги, сен. 2010, т.3, №9.

9) Пассек Т.С. Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья // МИА № 84, стр.193

10)В. И. Маркевич, Памятники эпох неолита и энеолита, Кишинев, «Штиинца», 1974, стр. 30.

11) Ларина О. В., Культура Линейно-Ленточной Керамики Пруто-Днестровского Региона, стр. 106.

12) В.И. Маркевич, Памятники эпох неолита и энеолита, Кишинев: Штиинца, 1974.

13) Там же.

14) (исп. pintadera, от pintar — писать красками, изображать), в археологии название глиняных рельефных штемпелей (обычно с орнаментальным узором), которые могли применяться для оттискивания узора на ритуальных лепёшках и на других предметах.

15) Красная охра символизировала кровь и жизнь, таким образом, умерший в представлениях соплеменников продолжал жить после смерти. Красная охру получают обжиганием жёлтой охры, встречающейся в изобилии в природе — это смесь гидрата окиси железа с глиной.

16) Названа по поселению на озере Боян в Румынии.

17) Пассек Т. С. Костяные амулеты из Флорешт //Новое в Советской Археологии, М., Наука, 1965, С. 77—83.

18) Там же.

19) Пассек Т. С., Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья // МИА № 84, стр.200.

20) В. И. Маркевич, Памятники эпох неолита и энеолита.- Кишинев: Штиинца,1974. –C.110

21) Там же.

22) Тодорова Т. Д. Результаты исследований на поселении Флорешты-V // Археологические исследования в Молдове в 1986 г., Кишинёв, Штиинца, 1992, с. 58?71.

23) Палагута И. Биноклевидные изделия в культуре Кукутень-Триполье. Опыт исследования категории культовых предметов // Revista archeologica (seria noua, vol II, nr. 1_2), Chisinau, Academia de Stiinte a Moldovei, 2007, C.133.

24) В. И. Маркевич, Памятники эпох неолита и энеолита, Кишинев, Штиинца, 1974, с. 110.

25)Ю. В. Иванов, Толковинский текст  “До Вэылэыкого РаТата”. В статье Ю. В. Иванов пишет, что уж пил молоко с блюдечка или поднимался по ноге коровы к вымени и присасывался к нему, причём корова спокойно реагировала на это.

26) Мнение сотрудника Национального археологического и исторического музея археолога В. М. Бикбаева.

27) В. И. Маркевич, Памятники эпох неолита и энеолита. Кишинев: Штиинца, 1974, C. 99.

28) В. И. Маркевич, Памятники эпох неолита и энеолита, Кишинев: Штиинца, 1974, C. 101.

29) А. А. Клёсов, Откуда появились праславяне и “индоевропейцы? Ответ даёт ДНК-генеалогия». — http://www.lebed.com/2008/art5375.htm