Проект "БУДУЩЕЕ ШКОЛ МОЛДОВЫ"
ЖУРНАЛ «ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Жизнь Замечательных Людей
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЖОРДАНО БРУНО.
- ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ РАМАКРИШНЫ.
- ГЕОРГИЙ ФРАНЦИСК СКОРИНА
- ЖИЗНЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ П.А. КРОПОТКИНА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.П. ПАВЛОВА
- ЖИЗНЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
- Николай Федорович Федоров
- Борис Леонидович Смирнов
- ЖИЗНЬ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ
Культура и Духовность
- ОТЦОВСТВО И ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Мирча ЭЛИАДЕ. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ: ВВЕДЕНИЕ
- «ГАРРИ ПОТТЕР»:
ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОККУЛЬТИЗМУ - ВОПРОС О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
- М. Элиаде. СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ И МИФЫ
- ВОПРОС О ЗНАЧЕНИИ ШКОЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И О ПОСЛЕДСТВИЯХ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОПТИМИЗАЦИИ» ШКОЛ
- РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ
- Ранние представления о солнечном божестве
в толковинской мифологии русинов Молдавии - Вопрос о самобытности и исконности русской культуры
- «МАХАБХАРАТА» — памятник древней Индии
- Итоги тысячелетий духовных устремлений человека
- Культура древности и современность. Б.Л.Смирнов
- Древнерусский бог ТРОЯН и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии*. Ю.В. Иванов
- О БЛОКИРОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И СМИ
История-Археология-Этногенез
- СВЕТЛАНА ЖАРНИКОВА: МЫ КТО В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ?
- ПАСХАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Н.Ф. ФЁДОРОВА
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ У ПРИМИТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
- Н.Ф. Фёдоров. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ — СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ
- МОЛДАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВСЕМ МИРОМ ЧИСТИТЬ КОЛОДЦЫ КАК ОБЩЕЕ ДЕЛО
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О САКРАЛЬНОМ СИМВОЛИЗМЕ МОЛДОВЫ
- ТИАУАНАКО
- В лучах кристалла Земли
- Опыт исследования духовных ритмов истории
- Трипольская культура
- Этническое самосознание русинов севера Молдавии. Ю.В.Иванов
- Ю.В. Иванов. Толковинскй текст «ДО ВЭЫЛЭЫКОГО РАТАТА».
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ.
Этика Животных
- ИЕРАРХИЯ У КРЫС
- История слоних
- МОББИНГ В ЖИВОТНОМ МИРЕ
- ОБУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН «РАЗГОВАРИВАТЬ»
- Ломехуза или модель умирающего общества.
- Горбатые киты оказались спасителями.
- Слоны плачут?
- Собаки понимают речь
- Альтруизм и Эгоизм...
- Бабочки-вампиры
- Mетропёс
- Вид паразитизма
- Говорящий слон
- Дельфин и помощь людей.
Наука и техника
- АЛКОГОЛЬ НЕОБРАТИМО ИЗМЕНИЛ МОЗГ У МЫШЕЙ
- Засев облаков
- ГИПОТЕЗА ГЕИ
- КАК АУТОФАГИЯ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ
- Духовная экономика.
- Багдиры.
- Вред маргарина и других трансжиров
- Великая Рукотворная Река
- Влияние телевизора на детей
- Биоэтанол
- Кто вредитель?
- Бессмертные омары
- Хлеб, которым нас убивают
- Озеленение крыш.
Наш дом-Земля
- А.Л. Чижевский. ГНЕВЫ СОЛНЦА
- ТРАНСГУМАНИЗМ И ЕГО СФАБРИКОВАННАЯ РОДОСЛОВНАЯ
- О ПРОЕКТЕ «НАШ МУСОР С НАМИ» ИЗ СЕЛА РЫШКОВА
- ЖИЗНЬ В СЕЛЕ.
- B. И. Вернадский. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Ноосферное строительство планеты в космическом пространстве— это новая эпоха её эволюции и эволюции живого вещества.
- ДВИЖЕНИЕ МААТАИ ВАНГАРИ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС»
- Загадки ровестника динозавра
- От астрологии до космической биологии
- Человек и Лес
- Задача Конференции Мира
- Актуальность идеи Н. Ф. Фёдорова об управлении природой в современности.
- РЕЗОНАНСЫ ШУМАНА.
Светлана Галчанская
Потенциал человека
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОВИД-БЕЗУМИЯ И ПОПЫТОК СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕМУ В МОЛДОВЕ.
- СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
- НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НОВОЙ ЭПОХИ.
- АЛКОГОЛЬ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ
- Вопрос о пагубном влиянии телевизора, компьютера и других устройств виртуальной реальности на детей и взрослых.
- Любовь — опустевшее понятие или суровый подвиг человечества.
- Гармония через вегетарианство
- Правда о прививках
- Человек, будущее - в твоих руках
- ЙОГА. Б.Л.Смирнов.
- РОД И ИНДИВИДУУМ. «МНЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» ИЛИ «Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЦЕЛОЕ»?
- ЭГРЫ КАК ОРГАНИЗМЫ . В.Я. Ткаченко
Роман
- А.П. ПЛАТОНОВ. ЮШКА
- Борхес Хорхе. Тайное чудо
- Андрей Платонович Платонов- НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ
- Андрей Платонович Платонов - " ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"
- А.П. Платонов. ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
- Леонид Андреев. ПРАВИЛА ДОБРА.
- ДЕТСКИЕ СЕКРЕТЫ. Достоевский Ф. М
- СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Ф.М. Достоевский. - А.Ф.Лосев. ЖИЗНЬ
- «БОБОК» (Ф.М. Достоевский)
- «Сказание о Дхарме»
- «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»
- «Корова». Андрей Платонов
Притчи
- В ЧЁМ СЕКРЕТ УСПЕХА?
- Вера матери в своё дитя.
- ДВЕ ЛЯГУШКИ
- ГРУЗ ОБИД
- Диверсия в сказке.
- Притча о зиме и жалости.
- ЛУЧШАЯ КУКУРУЗА
- ЧТО СКАЖУТ О ТЕБЕ
- Святой и змей Нагарджуна и вор
- Подъём, Познавший...
- Взгляд силы
- Как отрекаются от мира
- Вызыватель дождя
- Мудрец и сахар
Замечательные люди в Молдове.
КАРЛ ШМИДТ — НЕПОВТОРИМЫЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК КИШИНЁВА
Талант примара или человек славен трудом.
Наша Родина
- Ю.В. Иванов-ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ КОСОУЦКОГО МОНАСТЫРЯ
- Ю.В. Иванов ЛЕТОПИСНЫЙ ЧЕРН — ЗАГАДКА ВЕКОВ
- Ю.В. Иванов. «КОПЫТО ТРОЯНА» В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ МОЛДАВИИ И РУСИ
- Юрий Васильевич Иванов ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В СЕЛЕ ВАДУЛ-РАШКОВ И ЕЁ РАННЯЯ ИСТОРИЯ В ТОЛКОВИНСКИХ ТЕКСТАХ РУСИНОВ МОЛДАВИИ.
- ДРЕВНИЙ ПЕРЕСЕЧЕН: ГДЕ ОНА — МОЛДАВСКАЯ ТРОЯ?
- ДОСТОПРИМЕЧАЛЬНОСТИ САХАРНЫ
- Мощь веков
- Старооргеевское урочище
- Загадки Цыповского урочища
- Урочища и достопримечательности села Рудь.
Наш архив
НАШИ НОВОСТИ
-
Контактная информация
НАША РОДИНА
Ю.В. Иванов
«КОПЫТО ТРОЯНА» В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ
МОЛДАВИИ И РУСИ
Немудрые презирают ничтожный
источник — начало великих рек.
Восточная мудрость
Если выехать из города Флорешты в восточном направлении по кишинёвской трассе, следующей вдоль берега реки Реут, то можно заметить, что через несколько километров в районе сёл Бобулешты и Гура-Каменчий, с севера в Реут впадает маловодная река Каменка. Слившись в месте замысловатой конфигурации и потрясающей красоты, о котором пойдёт дальнейшее повествование, обе реки единым потоком огибают с запада высокий мыс, на котором стоят Бобулешты, и, возле небольшого поселения Стырчены, резко сворачивают на юг, где почти через сотню километров впадают в Днестр. Сейчас лишь высокие, порой до 100 метров над уровнем моря, берега некогда полноводного Реута говорят о былой мощи этой невзрачной на сегодняшний день реки. Её древнее название — Ревута — становится понятным при взгляде на вымытые за тысячелетия многотонные глыбы песчаника и на резкие повороты и петли её древнего русла. Сразу веришь в кажущиеся сегодня невероятными путешествия по реке на кораблях. Стоя на Бобулешстком мысу, невольно ощущаешь важность этого места для наших предков: просматриваемая на десятки километров местность, с трёх сторон обрывистые скалы, наличие источников питьевой воды, видимые на соседних возвышенностях курганы и т.д. Во время одного из поисковых выездов редакции журнала «Общее дело» мы решили исследовать окружающий ландшафт в районе соединения рек, по красоте своей не уступающий хорошо известному природно-культурному заповеднику Старый Орхей (Оргеев) и не только по красоте. Историческое значение этого природного комплекса для Древней Молдавии нуждается в более подробном исследовании, и наша статья, надеемся, послужит этому началом. Да, ранее археологами проводились некоторые исследования этого комплекса, и в окрестностях были найдены и изучены поселения палеолита и трипольской культуры, однако практически ничего не известно об истории этого комплекса в периоды после нашей эры и существования Молдавского государства. Точнее сказать, академическая история нашего края практически ничего о нём не сообщает, однако мы располагаем чёткими и недвусмысленными сведениями об истории этого места из русинско-тиверских источников, а именно из толковинской(1) летописи «Ходы Великого Юрги Скорины Полоцкого по Великой Земле Трояна»(2), которая находится в моём семейном архиве, доставшемся мне по наследству от Иванова Василия Константиновича — деда по отцовской линии. Летопись рассказывает о деятельности восточнославянского первопечатника и просветителя Георгия Франциска Скорины — Юрги Луки Франческа Скорины Полоцкого (согласно тексту летописи) — на территории Молдавского княжества(3) после 1550 года, принимаемого многими исследователями за год его смерти в Праге, и до его действительной смерти в 1572 году в Великих Расконах, столице Трояновой Земли, нынешнем городе Рышканы на Севере Молдавии(4). Тексты гласят, что Скорина был не только лекарем и мастером печатных дел, но и высококвалифицированным инженером-строителем, занимавшимся ремонтом и возведением оборонных укреплений по берегам Реута, выполняя заказы великого толковина Твердобоя — тогдашнего правителя Трояновой Земли(5), располагавшейся в северной части Пруто–Днестровского междуречья, и господаря Молдавского княжества Александра Лэпушняну(6).
Вот как звучит современный перевод текста, максимально близкий по смыслу к оригиналу (рис. 1)(7):
«И начал возводить крепкие и добрые дамбы, и укрепления наш великий Юрга Полоцкий в Ракоре*(8) и Старой Раче*, на броде возле Белявцев, где сходятся наша Троянка* с другой Ревутой*, да крепить берега и укрепления на самом торге Белявском*, да чистить и ограждать всю Ревуту аж до самых Старых Сторчан*, где века стоят крепкие крепости от всех врагов, которые пробуют добраться по Великой Ревуте до великих толковинов. Ибо говорили ещё от Семи Великих Старцев*, что подняла Старые Сторчаны* сама Великая Мать Земля* к Великому Ра-Отцу Любимому*, чтобы не пустить (речку) Ревуту-невесту к (реке) Днестру-жениху, а (чтобы) разливалась (Ревута) по Её лицу и грудям, чтобы не спалил их своим ярым желанием великий наш дядька Ра-Отец Горний. И остановили там (в Старых Сторчанах) наши великие предки много длинных лодок от самого могучего Олега Рюриковича*. И крепил там широкое и высокое укрепление от проклятых печенегов наш великий дядька Всеслав Полоцкий*. И не пустили там в Верхнюю Землю Трояна проклятых турок бешеного царя турецкого Саламанча Старого»(9).
Несмотря на небольшой объём, цитируемый текст даёт нам очень важную информацию о той роли, которую в древности играл Бобулештский мыс. Мы узнаём о важнейшем его положении в системе стратегической обороны севера Пруто-Днестровского междуречья. Здесь был остановлен и понёс ощутимые потери флот Вещего Олега, который согласно «Повести временных лет» «имяше рать» (воевал) с восточнославянским племенем тиверцев — предками современных русинов Молдавии(10). От регулярных набегов печенежских орд укреплял и ставил защитные сооружения великий князь Всеслав Брячиславич Полоцкий(11). В 1538 году защитники мыса остановили и не пустили далее какую-то часть армии Сулеймана Великолепного и орды крымских татар, которые, в первую очередь, орудовали на этом направлении… Если обратить внимание на большое количество курганов и наличие остатков древних городищ, то можно предположить, что своими уникальными защитными возможностями это место всегда привлекало людей, от эпохи каменного топора палеолита и вплоть до обозримых недавних времён.
Вид на окрестности села Бобулешты с высоты птичьего полета. Копыто Трояна
Предварительный осмотр мыса и его окрестностей не выявил поверхностных остатков укреплений, скорее всего, они просто не сохранились, уничтоженные более поздней плотной застройкой села Бобулешты и прилегающего небольшого селения Стырчены. Вероятнее всего, что цитадель, которую укреплял Георгий Ф. Скорина, находилась ближе к центру мыса, и её камни, возможно, пошли на дома и постройки жителей Бобулешт и близлежащих сёл.
По рассказам моего деда Иванова Василия Константиновича, которые я слышал в конце 70-х годов прошлого века, наши предки довольно успешно и рационально использовали в обороне природную высоту мыса, его крутые берега, полноводность и быстроту (в те времена) омывающих его рек… По краевой линии мыса защитная стена не возводились вообще, а свозился пиленный лес, который без особых креплений укладывался по этой линии. Делалось это с тем расчётом, чтобы в любой момент можно было столкнуть брёвна на головы нападающих. Элементарный расчёт показывает, что пущенное вниз массивное бревно (при достаточном времени для подготовки — обмотанное паклей или соломой, пропитанной горючим составом) легко может смять целую толпу штурмующих врагов, разбить осадное приспособление, повредить приставшее к берегу лёгкое судно. Стрела, копьё, дротик, да и простой камень, выпущенные умелой рукой, обретали к нижней точке полёта смертельную убойную силу, от которой не мог защитить индивидуальный доспех. Этим же лесом осаждаемые могли греться в холодные дни и ночи, сооружать из него временные укрытия от непогоды. Единственный длинный узкий перешеек, соединявший мыс с коренным материком, также легко перекрывался в случае угрозы нападения. В целом, нам показалось, что данный природный комплекс, умело используемый храбрыми защитниками, был более удобен для выполнения оборонительных задач, чем знаменитый Старый Орхей, который неоднократно был захвачен татарскими и турецкими войсками.
Также становится понятным, что в описываемые времена, когда территория севера Молдавии была покрыта густыми лесами, непроходимыми болотами и топкими местами, русло и берега реки Реут, со всеми впадающими в неё притоками (Копачанка, Куболта, Кайнар, Каменка), было единственным надёжным путём для продвижения войска захватчиков в глубь Трояновой Земли. Только взяв с боем стратегическую точку — Бобулештский мыс, Старые Сторчаны толковинской летописи, можно было развивать дальнейший успех.
У нас сложилось мнение, что мыс на протяжении многих веков выполнял не только оборонительные функции, но и являлся важным религиозным центром, притягивавшим окрестное население, да и не только… Само наличие развитой мифологемы в толковинском тексте, связанное с автохтонными толковинскими богами, как бы указывает на это.
С фотографиями похода можно ознакомиться здесь!
Прояснить этот загадочный момент помогли новые недавние находки из моего семейного архива. Речь идёт о двух листах из русинско-тиверской летописи «Длинное писание за давние времена и старых людей». В них повествуется о прибытии с мирной миссией в 902 году от Р. Х. в Старые Сторчаны, в тексте — на Трояново копыто(12), киевского князя Вещего Олега, вместе с многочисленной свитой и дружиной. Князь желал заключить мир с толковинами и покончить с войной с тиверцами, которая не принесла ему успеха и стоила многих потерь. Он нуждался в надёжных и могущественных союзниках на юго-западном направлении (13)для дальнейшего броска на Византийскую империю. Вот, что говорится в текстах (Лист первый. Лицевая часть с рисунком (рис. 2):
«И прибыл на Трояново копыто на Великой Ревуте, к великому толковину Твердостану, великий князь ладожский, волоховский и киевский — Старый Олег Рурикович Руянский, с большими красивыми дарами и сокрушённым сердцем, и виноватыми очами, и с потрясёнными душой и разумом, да с великими князьями русскими и державными, и с крепкими боярами родовитыми, да с могучими витязями, да с богатырями славными, да с воинами храбрыми и бывалыми старыми, на множестве длинных и широких судов и небольших лодочках».
Далее на обратной стороне листа (рис. 3) следует:
«И принял их всех наш великий дядька великий толковин Твердостан на лице [верхней части мыса], где стояли великие коны нашего Великого Ра-Отца, и очень удивительное, резное и расписанное, капище нашего великого дядьки Трояна, около которого стоял высокий крест да маленькая церквушка нашего Великого [апостола] Андрея Первозванного, где он зимовал, когда принёс великому толковину Сивомиру от Великой Пресвятой Богородицы из Великой Земли Иерусалимской ту удивительную чашу от Самого Господа Нашего Иисуса Христа. И сделал он [апостол Андрей] там возле великих конов маленькую и тёплую землянку, где очень молился за нашу Великую Землю Старую Ярату Русскую и Молодую, чтобы не смогли завоевать её крепкие и проклятые враги. Вот поэтому не могут они [враги] преодолеть [взять] те старые и мощные Сторчаны. Вот поэтому там и возводил крепкие и мощные укрепления наш Великий Юрга Скорина Полоцкий, и поставил на Старых Сторчанах широкую и высокую церковь во имя нашего великого святого и мощного витязя, великого воина — Георгия Победоносца».
На лицевой стороне второго листа с рисунком говорится (рис.4):
«И очень сокрушал своё сердце бедное великий князь Олег Старый, да рвал свои седые волосы густые, и имел большие сожаления в душе опечаленной, и очень крепко и сочно проклинал и поганил тех коварных посланников [послов?] от смердящего царя хазарского, которые возвели великую ложь и чёрный обман на великих толковинов и весь великий род тиверцев русских — первых людей в Великой Земле Славянской и Русской».
И, наконец, на обратной стороне второго листа говорится (рис.5):
«И положил великие дары и требы великий князь Олег Старый перед ногами коня великого нашего дядьки Трояна [перед конной статуей бога Трояна, находившейся в капище] в великом его храме резном и расписанном, за своих племянников дорогих, да за своих воинов крепких и славных, которые нашли свою погибель лютую на Трояновом копыте, когда хотели его дерзко преодолеть на длинных и крепких ладьях, с мечами острыми руянскими да со щитами красными киевскими. И положил великие дары [Олег] на помину в малой церквушке нашего Великого Андрея Первозванного Иерусалимского, и дал много серебра и золота, чтобы подновить её стены и поставить крышу слевозную [черепичную?]. И подарил на долгую и слезливую помину очень красивые образа [иконы], выточенные и раскрашенные, в золотых и серебряных окладах, из самой великой Земли Греческой да из Гроба Господнего Иерусалимского. Точно так же поступили и все его бояре крепкие, воины храбрые да мужи державные».
Несомненно, текст очень важен как и для прояснения событий, происходивших на мысе в конце IX и начале X веков, так и событий всей древнерусской истории того периода, крайне скудно освещённых в древнерусских летописях. Русинско-тиверская летопись наполняет факт войны между Вещим Олегом и тиверцами, отмеченный в «Повести временных лет», конкретным содержанием. Мы узнаём о настоящем поводе для конфликта: «ложь» и провокация со стороны «хазарского царя», мы видим место генерального сражения — окрестности Троянового копыта, мы знаем его исход — гибель отборной передовой части флота Олега во главе с его ближайшими родичами, также мы зрим завершающий итог противостояния: заключение прочного мира между киевским князем и толковинами.
Текст показывает и важную сакральную роль этого места в жизни древних русичей: здесь стоят коны-столбы, посвящённые автохтонному Великому Ра-Отцу(14), храм древнерусского бога Трояна, упомянутого в «Слове о полку Игореве»(15), небольшая церковь во имя апостола Андрея Первозванного, «зимовавшего» на мысе(16) и молившегося за здравие и непобедимость «Великой Земли Старой Яраты Русской и Молодой»(17). Мы видим, что сам Вещий Олег вместе со своей свитой приносит поминальные дары за погибших воинов как и в языческий храм, так и в христианскую церковь. Более того, христианскому святилищу он жертвует большие суммы на обновление и дарит заморские иконы, привезённые из Византии и Иерусалима!.. Текст не позволяет сделать чёткое и недвусмысленное определение вероисповедания киевского князя и его окружения, однако о двоеверии, о «предчувствии» грядущей христианизации Киевской Руси того периода, несомненно, в той или иной степени, можно уже говорить(18).
Очень интересно сообщение о строительстве Георгием Ф. Скориной в Старых Сторчанах церкви во имя Георгия Победоносца, небесного покровителя мастера и православного воинства, особо почитаемого в семье Луки Скорины, в честь которого он и был наречён православным именем(19) Георгий (Юрга), как гласит толковинский текст «Великие покаяния нашего Великого Юрги Полоцкого на праздник Великого Ра-Отца Горнего». В связи с этим в высшей степени символичным является строительство нового монастыря во имя Георгия Победоносца в селении Стырчены под руководством отца Паисия… К сожалению, нам не удалось встретиться с самим настоятелем, однако один из служек рассказал, что стены нового монастыря возводятся на месте старого, разрушенного в конце XVIII века во время русско-турецких войн. Круг — замкнулся, цепь времён — восстановилась, дело великого восточнославянского просветителя и православного миссионера Юрги Скорины Полоцкого продолжается. Хочется надеяться, что новый монастырь будет достроен нашими общими усилиями, в память о доблести и мужестве наших предков, и — как маяк надежды и веры в светлое будущее нынешних и грядущих поколений.
Мы осознаём сенсационность вышеперечисленных сведений как для истории Древней Молдавии, так и для истории Древней Руси, и можем даже предвидеть резкую критику в наш адрес некоторых консервативно настроенных учёных. Однако чтобы что-то критиковать, не голословно, а по существу, необходимо досконально изучить используемые нами материалы, что научное сообщество пока не торопится делать, поскольку мы уже на протяжении более десятка лет публикуем статьи о не менее сенсационных событиях и фактах. Со своей стороны, мы готовы оказать содействие в изучении имеющихся у нас сведений. Каждый из вышеупомянутых сенсационных фактов может быть предметом отдельной научной статьи или работы, и мы сами также намерены продолжать исследования и публикацию статей. Надеемся, что статья о Трояновом копыте, месте, в котором, как в фокусе, сошлись история древней Руси и Молдавии, древнерусинской веры и христианства, будет поворотным пунктом в отношении исследователей, и забурлят, заревут в другом направлении волны кипучей работы, как некогда ревели, врезаясь в береговые скалы, волны Реута (Ревуты), повернув на юг под давлением его притока — реки Каменки(20).
Юрий Васильевич Иванов,
краевед, историк русинского края,
учёный секретарь международного творческого
объединения им. Георгия Ф. Скорины.
Март 2018.
Пояснения автора к старым терминам в текстах из летописи:
*Ракора — нынешнее село Ракария Рышканского района Республики Молдова.
*Старая Рача — нынешнее село Реча Рышканского района Республики Молдова(21).
*Ревута — нынешяя река Реут на севере Республики Молдова.
*Наша Троянка — нынешняя река Копачанка, самый западный приток реки Реут, на которой стоят вышеуказанные населённые пункты.
*Брод возле Белявцев — место возле северного въезда в нынешний город Бельцы Республики Молдова, где сходятся река Копачанка и, собственно, сам Реут.
*Торг Белявский — вероятно укреплённая городская часть древних Белявцев или торжище возле неё. Остатки оборонительных сооружений уже не просматриваются, но можно понять, что они стояли на возвышенном западном берегу реки Реут.
*Старые Сторчаны — старое толковинское название собственно самого Бобулештского мыса у слияния реки Реут и её притока Каменка(22) за городом Флорешты.
*Семь Великих Старцев — Семь Великих Толковинов. Согласно толковинской мифологии: семь старцев мудрецов, сотворивших весь видимый и невидимый мир, ставших родоначальниками всего человечества. Просматриваются параллели с ведийскими риши(23).
*Великая Мать Земля — древняя толковинская богиня земли, аналогичная славянской Матери сырой Земли(24).
*Великий Ра-Отец Любимый — древний толковинский бог света, солнца и тепла, толковинский аналог древнерусского бога Сварога(25).
*Олег Рюрикович — Вещий Олег древнерусских летописей (ум. 912), князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.
*Дядька Всеслав Полоцкий — Всеслав Брячиславич Полоцкий (1044–1101), князь полоцкий с 1044 года и единственный представитель полоцкой ветви на киевском великокняжеском престоле (1068–1069). Известен как Вещий Всеслав «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора.
*Саламанча Старый — Сулейман Великолепный (1494–1566), десятый султан Османской империи. Здесь имеется ввиду вторжение Сулеймана Великолепного в 1538 году с почти 200-тысячной армией в Молдавское княжество, в результате которого Молдавия потеряла свою независимость(26). Была взята столица Сучава и устроен страшный погром по всему княжеству. Однако, как следует из текста, турецкие войска, которым помогали крымские татары, не смогли ворваться в северную часть Пруто-Днестровского междуречья в районе верхней части бассейна реки Реут (на тот момент — Троянову Землю), так как им не удалось преодолеть мощные укрепления Старых Сторчан. Восстановлением этих укреплений и всей линии обороны по Реуту как раз и занялся Юрга Скорина Полоцкий, по просьбе великого толковина Твердобоя.
1. Толковинами назывались старейшины у древних русинов-тиверцев.
2. Иванов. Ю.В. Церковь архангела Михаила в селе Вадул-Рашков и её ранняя история в толковинских текстах русинов Молдавии // «Общее дело». – 2017. – № 9. – С. 154–155.
3. Иванов. Ю.В. Космос на днестровском берегу // Независимая газета». – №20(7212) от 01.02.2018. Приложение «НГ — EX LIBRIS». — Москва, С. 16.
4. См. https://ru.sputnik.md/news/20170624/13275474/francisc-scorina-moldova.html Учёный: могила Франциска Скорины может находиться в Молдове. Интервью от 23.06.2017 года радио «Sputnik Беларусь» доктора филологических наук, профессора, академика Сербской академии наук и искусств, заведующего кафедрой славянских литератур БГУ Ивана Чароты.
5. Чарота И. Азiраючися на Скарыну. Портал «Созвучие». Литература и публицистика стран Содружества. «Литературная Беларусь» от 22 ноября 2017 года. – Минск. http://www.litavrora.ru/index.php/publitsistika/item/364-yurij-ivanov-zhizn-yurgi-frantisheka-skoriny-shtrikhi-k-portretu/364-yurij-ivanov-zhizn-yurgi-frantisheka-skoriny-shtrikhi-k-portretu
6. Согласно летописи «Ходы Великого Юрги Скорины Полоцкого по Великой Земле Трояна», Георгий Ф. Скорина по просьбе господаря Молдавского княжества Александра III Лэпушняну (умер в 1568 году) возвёл дамбу и первые укрепления в районе нынешнего города Оргеев (Молдова). Он же, по указу господаря, стал первым градоначальником – портарём Оргеева.
7. Рисунки размещены в цветной вклейке в середине журнала. – Ред.
8. Пояснения к именам и старым названиям, помеченным звёздочкой, даны в конце статьи.
9. В конце статьи приводятся пояснения к данному отрывку.
10. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. Москва, 1978. С. 40–41.
11. О пребывании Всеслава Полоцкого в Трояновой земле см.: Церковь архангела Михаила в селе Вадул-Рашков и её ранняя история в толковинских текстах русинов Молдавии // «Общее дело». – 2017. – №9. – С. 154–155.; Иванов Ю. Минская литературная площадка привлекает многих известных авторов. Интервью от 31.12.2016. Портал «Созвучие». Литература и публицистика стран «Содружества». — Минск. URL: www.sozvuchie.by
12. Мыс сверху напоминает копыто коня. Троян часто изображался сидящим верхом на коне.
13. О Ра-Отце Солнце см.: Иванов. Ю.В. Ранние представления о солнечном божестве в толковинской мифологии русинов Молдавии // «Общее дело». – 2015. – №7. – С. 21–29.
14. О древнерусском боге Трояне см.: Иванов Ю.В. Древнерусский бог Троян и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии. Путивльський краезнавчий збiрник. Випуск 6. — Суми, 2010. С. 74–106.
15. О пребывании на территории древней Молдавии Апостола Андрея Первозванного см.: Иванов. Ю. Этническое самосознание русинов Севера Молдавии // Международный исторический журнал «Русин» №4
16. Об этом названии Молдавской земли см.: Иванов Ю.В. Ранние представления о солнечном божестве в толковинской мифологии русинов Молдавии // «Общее дело». – 2015. – №7. – С. 27.; Иванов Ю.В. Древнерусский бог Троян и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии. Путивльський краезнавчий збiрник. Випуск 6. – Суми, 2010. С.84.
17. Этот момент очень тонко и достоверно обрисовал в своём эпическом полотне «Олег» известный московский писатель Евгений Анташкевич, изобразив Вещего Олега не только властным и решительным правителем, но и государственным деятелем, понимавшим силу и влияние христианства в современном ему мире, внутренне веротерпимым и уже готовым к принятию новой государственной идеологии и религии. См.: Анташкевич Е. Олег. – Москва, 2017. 317 С.
18. О православном имени и вероисповедании Скорины см.: Чарота I. А. Не хавацца ад iсцiны: скарыназнауства без зыходнай зададзенасцi // Журн. Белорус. Гос. ун-та. Социология. 2017. №3. – Минск. С. 76–77; Ларыса Цiморык. «Homo Skarynus» у гуманiтарнай прасторы. Газета творчай iнтэлiгенцыi Беларуси «Лiтаратура i мастацтва», №36(4939) 8 верасня. – Минск. С.5.
19. Фотографии Бобулештского мыса и его окрестностей размещены на обложке данного выпуска журнала. – Ред.
20. А. И. Еремия. Географические названия рассказывают. Кишинев, 1982. С. 85.
21. Там же. С. 91.
22. Иванов Ю. Некоторые мифологические и религиозные представления русинов Молдавии о родном языке // «Русин». – 2007. – № 2(8). – С. 124–128.
23. Иванов Ю.В. Древнерусский бог Троян и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии. Путивльский краезнавчий збiрник. Випуск 6. — Суми, 2010. С. 82.
24. Там же. С. 82–83.
25. Очерки внешнеполитической истории Молдавского княжества (последняя треть XIV – начало XIX вв.). Кишинев, 1987. С. 126–127.