META NAME="TITLE" CONTENT="www.planeta-curata.com"> Наша Родина_1

НАША РОДИНА

Ю.В. ИВАНОВ
СОРОКСКАЯ КРЕПОСТЬ  ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕЛОВЕК
В БОЖЬЕМ ГРАДЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

 

Город Сороки Республики Молдова расположен в глубокой долине на правом берегу реки Днестр в 40 километрах от железнодорожной станции Флорешты и примерно севернее на 160 километров столицы страны Кишинева. Главная достопримечательность города — это, несомненно, средневековая Сорокская крепость, оторая, как считается ныне официальной историографией, была, первоначально, построена господарём Молдавского княжества Стефаном III Великим (1429–1504) в последней четверти XV века. Как гласит местная традиция, её название обусловлено тем, что господарь установил «сорок» — срок возведения крепости, и этим древнерусским словом, понятным и нынче, руководители строительства постоянно торопили рабочих. По другой версии, господарь дал крепости название «Сараки», от молдавского слова «сарачь» — бедный, злополучный, сирота, так как местные жители долго принуждены были скрываться от гоненийтурок в окрестных пещерах. Однако это слово есть и в языке молдавских русинов, которое означает примерно то же самое, а буквально — нищий, несчастный, обездоленный человек.


О Сорокской крепости Молдовы сложено множество легенд. Одна из них рассказывает о тайном проходе через реку, благодаря которому из крепости можно было попасть на другой брег Днестра. Но этот миф пока не подтверждён. Историки утверждают, что туннель был залит водой, поэтому так и остался тайной. Другая легенда гласит, что во время нашествия турок защитники крепости долго противостояли завоевателям. У них закончились все запасы, но неожиданно на помощь пришли аисты. Они сбросили осажденным виноградные грозди и спасли защитников от жажды и голода. С тех пор эта птица в Молдове считается символом счастья, добра и благополучия.


В 1499 году в молдавских летописях впервые упоминается Костя, первый паркалаб или комендант крепости Сорока. Крепость была построена как оборонительное укрепление против хищных татарских орд, которые, через существовавшие рядом днестровские переправы, вторгались в Молдавскую Землю. Сорока не была большой крепостью с двумя рядами стен, как Сучава, Белгород или Хотин, а только небольшим деревянным укреплением, замком для укрытия стражников против татар. В ходе археологических раскопок, которые проводились в крепости в 70-80-х годах прошлого века, действительно были найдены остатки деревянных укреплений.


Каменное строительство в крепости началось во времена правления Петра Рареша, сына Стефана Великого, в первой половине XVI века. Письмо господаря Петра Рареша от 23 апреля 1543 года, адресованное магистру Бистрицы в Трансильвании, в котором господарь просил отправить мастеров и подмастерьев для строительства укреплений в Сороках, считается решающим аргументом для датировки каменной крепости. Каменная крепость, которую мы видим сегодня, возможно, была построена группой каменщиков из Трансильвании под руководством мастера Якова, оставившего надпись внутри крепости: «построил этот замок Яков».

Пётр IV Рареш (молд. Петру Рареш; ок. 1487[1] — 3 сентября 1546) — господарь Молдавского княжества в 15271538 и 15411546 годах, внебрачный[1] сын Стефана III Великого от Марии[ro] из Хырлэу


Некоторые историки, в том числе Дмитрий Кантемир, Константин Стамати, Замфир Арборе и Николае Йорга, считают, что Сорокская крепость была построена на месте бывшей генуэзской фактории Ольхиония, где складировались товары, привезённые из Подолии. Ольхиония будто бы была укреплённым поселением на пути из Четатя Албэ в Сучаву. Но на данный момент нет археологических доказательств в поддержку этой гипотезы.


Что касается истории самого города Сороки, археологические исследования обнаружили вокруг него остатки девяти поселений, относящихся к неолитической буго-днестровской культуре 6-го или 5-го тыс. до н. э. Выявлено пять хронологических фаз: от собирательства до изготовления сосудов, характерные для культуры Триполье-Кукутень, бронзового века, эпохи раннего железа и другие, вплоть до эпохи средних веков. Обнаружено погребение: скорченный костяк без вещей. Ряд находок свидетельствуют о связях с неолитическими культурами Балканского полуострова. Но следы древней колонии Ольхиония (около 500 лет до н. э.) не были идентифицированы, как не были найдены и следы древней крепости даков Саргус (называемой ещё Саргидава, Крахита или Крахидава), которые, по мнению некоторых историков прошлых веков, находились в этой зоне.


Однако вернёмся к истории самой крепости. В 1692 году крепостью овладели поляки и защищались здесь от осаждавшего их Мустафы-паши… В конце XVII века, во время пребывания в крепости гарнизона из двух тысяч(1) польских солдат, были сделаны ряд изменений. К стенам были пристроены ещё тринадцать помещений для хранения пороха, а над ними — комнаты для проживания. Интервалы между зубцами были закрыты и оставлены только отверстия для лёгких ружей. Для польских солдат были построены казармы за пределами крепости, и вся площадь окружена земляным валом и рвом.


1711 году Пётр I, во время Прутского похода, переправил у Сорок свои главные силы на правый берег Днестра и сделал Сороки главным складочным пунктом запасов для своей армии. В 1738 году Сороки были взяты русскими войсками. По Бухарестскому мирному договору 1812 года город достался России. В 1833 году, при учреждении Сорокского уезда, город Сороки, бывший тогда владельческим местечком, был приобретён казной и сделан уездным.


Крепость Сорока в качестве самой восточной точки обороны Молдовы на протяжении своей истории была ареной самых ужасных вторжений. Здесь, у подножия её стен, проходили жестокие сражения.


Крепость имеет округлую форму, диаметр внутреннего двора — 30,5 м. Пять башен крепости — четыре круглых и одна квадратная над входом — расположены на равном расстоянии друг от друга. Стены крепости толщиной 3,05 м, высотой 21 м, с отверстиями на уровне земли, углублены в плато ещё на 7 м, вплоть до слоя твёрдых пород. В верхней части крепости, в которой доминируют башни, поднимающиеся на 4 м над стенами, находятся бойницы. Внутренние стены крепости опоясаны тремя рядами деревянных галерей, поддерживаемых консольными балками, которые предназначались для защитников крепости. Вход в крепость через арку квадратной башни со стороны Днестра закрывался двумя массивными воротами, которым предшествовала решётка. Под входом в подвале находились две «ловушки». Над входом располагалась часовня крепости с выходом на первую галерею. У часовни был портал в форме стрельчатой арки с орнаментом в стиле молдавской готики. Входить в помещения башен можно было с деревянных галерей, связанных между собой внешними лестницами. На дозорном пути у зубцов стен, частично в их толще, хранилось оборонительное вооружение. В центре крепости был вырыт колодец.


Размеры и форма Сорокской крепости очень важны для понимания её происхождения и места в системе обороны средневековой Молдовы. Эта крепость — современница лучших достижений итальянского Возрождения, и она похожа на многие крепости северной Италии. Особенно заметно сходство с замком Капрарола, расположенном в семидесяти километрах от Рима, недалеко от местечка Капрарола, построенным архитектором Бароцци да Виньола в 1547–1550 гг. для кардинала Фарнезе. Но есть и достаточно элементов, которые отличают их. Небольшие размеры крепости, внутренний диаметр, равный 100 шагам, позволяют вписать Сорокскую крепость в ряд замечательных достижений европейской архитектуры, будучи свидетельством опыта её мастеров в искусстве строительства. Всё это позволяет считать крепость уникальным образцом, как молдавской, так и европейской архитектуры. И это обстоятельство заставляет нас ещё более пристально вглядеться в глубину веков и попытаться найти автора, или авторов, этого потрясающего сооружения, ибо с трудом верится, что всё ограничивалось только талантливым, но безызвестным мастером Яковом и его, безымянными ныне, сотоварищами и помощниками.

 

Примеры итальянских крепостей:


Серьёзно прояснить этот вопрос помогают некоторые тексты из русино-тиверского летописного свода великих толковинов Трояновой Земли, средневековых правителей Севера Пруто-Днестровского междуречья, упомянутых в «Повести временных лет» как «тиверцы, иже суть толковины»(2). Особый интерес вызывают сообщения летописей, связанных с просветительской деятельностью в этом регионе великого восточнославянского первопечатника Георгия Франциска Скорины (1491–1582)(3). В жизнеописании просветителя, созданном в первой половине XVII века, указан 1502(3–?) год, его личным секретарём Иркой Печенежской(4), , говорится о прибытии в Сучаву к господарю Стефану III Богдановичу (Штефану чел Маре, по нынешней молдавской историографии) самого Леонардо да Винчи (1452–1519), который возвращался после завершения своей миссии в родную Италию из далёкой Московии, где он находился в течение трёх лет в качестве посла господаря при Московском дворе и советника его дочери Елены Волошанки (1464–1505). По дороге в Сучаву Леонардо проехал местечко Сорока на Днестре, где несколько задержался, составляя по просьбе господаря проект укрепления и каменного замка, которые должны были защитить брод через реку от нападения внешних врагов. Летопись приводит некоторые подробности этого проекта, касающиеся планировки и устройства самого каменного замка. По идее великого итальянского инженера и архитектора(5), он должен был иметь круговую форму с двенадцатью круглыми башнями, олицетворяющими апостолов Христа, с тринадцатой четырёхугольной надвратной башней, символизирующей уже самого Спасителя. Вот, что говорится в старой летописи:
«… До этого наш великий дядька Лаванарда Винчани (Леонардо да Винчи), в Сорока на Днестре, осматривал старые укрепления, которые перекрывали ход (брод, путь) в Троянову Землю, через великий Днестр, от всех врагов, которые хотели это сделать. Ибо просили его великий толковин Твердохлеб и великий господарь сучавский Стефан Богданович, посмотреть и нарисовать большую и малую карты (планы), где будет новая и крепкая крепость-город, с высоким каменным замком посередине, с высокими и толстыми стенами, и высокими мощными зубчатыми башнями, которые бы стояли по кругу в ряд, числом до двенадцати. Ибо столько было учеников у нашего Великого Господа Иисуса Христа. И те башни тоже должны были быть круглыми, как и те стены, как солнце от тёмных туч, и как творил белый свет наш Великий Господь. Так любил (делать, проектировать) и наш великий дядька Лаванарда Винчани, который утверждал, что именно так наш Великий Господь сотворил человека, в том великом круге белого света. А ворота (крепости, надвратная башня), которые были как наш Великий Господь Иисус Христос, сделаны в четыре укреплённых угла, чтобы стоять века от лихих времён и лютых и злобных врагов.»

 

Этот небольшой, не лишённый некой поэтичности, текст несёт очень важную для нас информацию, позволяющую совершенно иначе смотреть на каменный замок возле Днестра…
Но уникальный проект Леонардо да Винчи не был реализован при жизни его гениального создателя, о чём далее повествуется в летописи:
«Да не успел великий господарь сучавский Стефан Старый поставить по той карте те укрепления и каменный замок в тех Сорока на Днестре, и осталась та карта, рисованная, за нашим великим дядькой Леонарда Винчани, который забрал её с собой…»
Однако он не был утерян, а незадолго до смерти великого мастера во Франции, был передан им своему любимому ученику Георгию Франциску Скорине, который под именем Франческо Мельци сопровождал своего учителя(6):
«… Когда он уже умирал (Леонардо да Винчи) в той далёкой стороне франкомойской (французской), то всё оставил нашему великому дядьке Юрге Франциску Полоцкому, который жил и помогал до последнего дня своему великому учителю и великому мастеру Лаванарда Винчани.»

Рис.1 — Рис.4. Сообщения из летописи от Ирки Печенежской, дочери «царя печенегов» Кайсара Старого, которая была до конца жизни Георгия Франциска Скорины (1491-1582) его личным секретарём и биографом. Речь идёт об истории строительства крепости и каменного замка в Сороках на Днестре, по проекту Деонардо да Винчи (1452-1519), выполненным его любимым учеником Георгием Франциском Скориной.


И далее по летописи мы можем проследить непростую судьбу проекта, за воплощение которого в жизнь взялся господарь Молдавского княжества Петр Рареш (1487–1546) и его супруга Елена Сербиянка (1490–1553):
«И осталась эта карта с теми (нарисованными) укреплениями и мощным каменным замком в Сорока на Днестре, великого мастера Лаванарда Винчани, в наследство нашему великому дядьке Юрге Франциску Скорине Полоцкому, который позже показал (её) великой царице сучавской Елене Сербской и великому господарю сучавскому Петру Стефановичу, которые очень обрадовались и захотели поставить (крепость) в Сорока на Днестре, в память о великом господаре Стефане Старом и великом нашем дядьке Лаванарда Винчани, и уже наняли добрых людей из Семи городов угорских (Семиградья), ибо не было таких (мастеров) в Земле Сучавской.»


Однако княжеская чета не смогла завершить начатое строительство, по причине смерти Петра Рареша, после которой в Молдавском княжестве, как говорит летопись, начались смутные времена… Завершить строительство решил правитель северной части Пруто-Днестровского междуречья великий толковин Твердобой, покровитель Георгия Франциска Скорины после бегства последнего из Праги в Молдавию(7). Воспользовавшись резким ослаблением господарской власти в Сучаве и не испытывая более серьёзного военного давления со стороны молдавских князей, великий толковин начал укреплять границы своих небольших, на тот момент, владений:
«И упросил наш великий дядька великий толковин Твердобой нашего великого Юргу Скорину Полоцкого поставить крепкую крепость в Сорока от проклятых татар и турков, да жадных ляхов, и дал на это мерную плату, и людей, и доброе покрытие (расходов и материалов).»


Франциск Скорина активно взялся за строительство Сорокского замка, тем более, что он в это же время занимался укреплениями в Косоуцах и строительством лечебницы, в районе минерального источника на территории нынешнего Косоуцкого монастыря(8):
«И поставил (построил) наш великий Юрга Скорина Полоцкий крепкие укрепления в Косоуцах и Сороках, по той карте великого Лаванарда Винчани, мощный каменный замок, но не с двенадцатью зубчатыми башнями, а только с четырьмя, в честь четырёх евангелистов, и с надвратной башней в честь Иисуса Христа.»


Но строительство пятибашенного каменного замка не было вольной интерпритацией самого Скорины по собственному усмотрению, далее летопись от Ирки Печенежской говорит, что оно прошло также по плану Леонардо да Винчи, составленному незадолго до его смерти во Франции:
«Очень любил наш великий дядька Юрга Скорина Полоцкий своего великого учителя и наставника великого Лаванарда Винчани и поэтому поставил в Сорока на Днестре мощный и крепкий замок в четыре круговых зубчатых башни, да одной угловой в середине, ибо так хотел наш великий Лаванарда Винчани, ещё до своей смерти в стороне французской, ибо имел великое желание почать (строить) в Сорока, на века, Божий град, где будет всё правильно и ладно, как на небе, где пребывают святые люди.»


И далее летопись более подробно поясняет сакральную суть этого желания великого итальянца, которая была напрямую связана не только с христианскими понятиями Небесного града Иерусалима, Спасителя, его учеников и четырёх евангелистов, но и с древнейшими толковинскими представлениями о первочеловеке Поруше-Яме, имеющими явные смысловые параллели с текстами Ригведы (X, 90; X, 10–14), посвящёнными титану Пуруше и прародителю человечества Яме:
«И поэтому был этот каменный замок, как тот наш Первый Человек, который наречён в наших Великих Веча(9), нашими Первыми Семью Великими Отцами-толковинами и нашей Великой Матерью Веча(10), тем тайным именем  Великий Поруша и Великий Яма, куда в Великое Рытьё в Великой Матери Земли положил своё светоносное солнечное Божье Семя наш великий праотец РаТаТа Небесный. И от того зачатия в Лоне Великой Матери Земли родился наш великий дядька Поруша-Яма, от которого начался (пошёл) весь наш Великий Род Человеческий, Славянский и Русский  первый Род на Земле, ибо бысть наше тело из праха Великой Матери Земли, а душа из Духа Светоносного нашего Великого РаТаТа Небесного.»


С этими представлениями Леонардо да Винчи был хорошо знаком ещё со времён своего первого пребывания в Молдавском княжестве и Трояновой Земле, в 75–78-ых годах XV столетия(11). Несомненно, что они оказали огромное влияние на мировозрение самого яркого представителя Эпохи Возрождения, частности/?/ которого проявились, как в уникальном проекте Сорокского замка, так и в последующем формировании всего городского массива. Из внимательного прочтения летописи можно предположить, что Леонардо да Винчи не только составил бумажный план-карту, но и провёл некоторые привязочные инженерные работы на самой местности, которыми впоследствии воспользовались строители крепости и сам Георгий Франциск Скорина:
«И начертил наш великий дядька Лаванарда Винчани в тех Сорока на Днестре большие круги, для каменного замка и для всего городища возле него, которые расходились, как те лучи световые от Ясно Солнышка нашего Великого дядьки РаТаТа Горнего, да как те Великие Первые Волны от Чёрного Камня. Ибо так творил того Порушу в том Великом Черчёном Круге наш Великий дядька РаТаТа Горний, в той Великой Яме, которая была тем Первым Рытием в Лоне Великой Матери Земли, с помощью Великих Семи Толковинов и Великой Матери Вечи, которые сняли то Великое Крытие с Великой Ямы…».

Рис.5 — Рис.8.


Толковинские тексты ведут нас к более глубокому пониманию самого известного и загадочного рисунка великого художника — «Витрувианского человека». Витрувиа?нский человек — изображение, созданное Леонардо да Винчи, по некоторым данным, в 1492 году, связанно с его записками о теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия (Vitruvius). Оно было найдено в одном из дневников Леонардо. Однако со временем было установлено, что структура рисунка не имеет непосредственного отношения к теории Витрувия о связи пропорций в архитектуре с размерами тела человека и не совпадает с системой пропорционирования Витрувия, поэтому до сих пор считается, что назначение и смысл, который придавал сам Леонардо этому рисунку, не вполне ясны(12). Единственное, что объединяет текст Витрувия и рисунок Леонардо да Винчи, по мнению исследователей творчества великого итальянца, это то, что рост «идеального человека» должен быть равен ширине его распростёртых рук. Такое отношение известно с глубокой древности, в частности, оно является одним из символов братства Дионисийских архитекторов, означающих гармонию Вселенной.

Витрувианский человек (лат. Homo vitruvianus), другие названия: (лат. Homo quadratus — Квадратный человек) и (лат. Domus Aeternus — Вечный Дом) — изображение, созданное Леонардо да Винчи в 1492 году, связанное с его записками о теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия (Vitruvius), и помещённое в одном из дневников Леонардо.


Похожие рисунки часто встречаются в средневековых эзотерических трактатах, где их мог видеть Леонардо да Винчи. В средневековой теологии такие рисунки называли соответственно: Domus Aeternus (Вечный Дом). Свой рисунок Леонардо сделал в Милане, когда художник, сблизившись с математиком Лукой Пачоли, начал работу над трактатом «Божественная пропорция» (лат. DivinaProportione), отсюда называется и другая датировка рисунка: 1496 год. Похожий рисунок Леонардо сделал с изображением обнажённой фигуры со спины. Основной текст и математические выкладки, а также издание книги, осуществил Л. Пачоли в Венеции в 1509 году. Поэтому существует версия, что и концептуальным автором «Витрувианского человека» мог быть математик Пачоли(13).


Как можно заметить, комбинация расположений рук и ног в рисунке Леонардо создаёт парную систему мер. Поза с разведёнными в стороны руками и сведёнными ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При этом основные отношения не меняются, хотя в одном случае центром окружности является пуповина фигуры человека, а в другом, центром квадрата, — лобковое сращение таза. Такая двойственная мера отношений размеров мужской фигуры принята в антропометрии при работе и обучении архитекторов и дизайнеров в наше время.


Рисунок сам по себе часто используется как универсальный символ симметрии человеческого тела и Вселенной. В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую реплику знаменитого рисунка Леонардо да Винчи для того, чтобы привлечь внимание к проблемам экологического равновесия(14).


Однако и сам Леонардо да Винчи не раз сравнивал человека со Вселенной и Космосом. Вот что говорится в одной из его записных книжек 1492 года: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосмос Вселенной"(15).


И далее по тексту летописи:
«… ибо встал тот наш великий дядька Поруша аж до самых высоких звёзд, до Великой Матери Чёрной Коровы и Великого Телёнка Золотые Рога(16), и покрыл всю Великую Мать Землю, и встал тысячеголовый, тысячеглазый, тысячерукий, тысяченогий. И поэтому нарекли его нашим дядькой Порушей, ибо порушил(и) его наш Первый Великий Бог (Боги?) и сотворил(и) из него все великие Меры и Миры, и весь Белый Свет. И также хотел наш великий дядька Лаванарда Винчани сотворить в Сорока на Днестре новый великий город к Великой Правде и Божьей Славе.»


А вот известный текст из Ригведы (X, 90. Пуруша (Пуруша-сукта)), имеющий явное смысловое созвучие с толковинской летописью:
 Пуруша  тысячеглавый.
Тысячеглазый, тысяченогий.
Со всех сторон покрыв землю,
Он возвышался (над ней ещё) на десять пальцев.


Существуют и другие сакральные толковинские тексты-гимны, посвящённые великану-первочеловеку Поруше, которые позволяют провести ещё более чёткие и глубокие параллели между ведическими гимнами о титане Пуруше, первоначальные (доведические) представления о котором, как считал академик Б. А. Рыбаков, зародились на территории современной Молдавии в ареале Трипольской культуры(17). Однако их рассмотрение и научная трактовка требуют отдельных развёрнутых публикаций и работ.


Из вышеприведённого отрывка летописи становится ещё более понятной идея Леонардо да Винчи, которая была реализована его великим учеником Георгием Франциском Скориной и безымянными нынче мастерами: воплотить в каменном Сорокском замке его заветные мечты о совершенном Человеке, об идеальном городе будущего(18), подобном новозаветному Небесному Граду, идея, основанная, как и на христианских представлениях, так и на древнейшем толковинском мифологическом своде. Очень хочется верить, что мы и наши потомки сумеем сберечь это великое послание, бесценное сокровище, доставшееся в наследство от величайших гениев Эпохи Возрождения.январь 2022 г.

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКТОРА

В наш век пресыщения информацией уже давно стало трудно удивить людей чем-то новым, необычным, а если такое и случается, то часто закрадывается мысль: а правда ли это? Уж слишком всё необычно. Человеческое воображение не знает границ, а в последнее время возникали такие замысловатые теории и «открытия», что у обыкновенного человека развилась привычка со скептическим предубеждением относиться ко всем открытиям. Однако в пылу такого скептицизма можно легко принять истинную жемчужину за подделку и выбросить её вон, надругавшись над её историей и усилиями тех её прежних владельцев, которые, не жалея сил, берегли её для потомков,. В случае с автором этой статьи создалась парадоксальная ситуация: сам автор не сомневается в ценности его жемчужины, то есть своего рукописного родового наследия об истории древних жителей Трояновой земли — Пруто-Днетровского междуречья, которые называются толковины, известные историкам как тиверцы; более того, он уже давно (более десяти лет) в своих многочисленных публикациях предлагает специалистам по «жемчужинам» взглянуть на неё, оценить её подлинность и высказать своё мнение, однако специалисты, как купцы из русской сказки, поражённые невиданным ковром, хоть и глядят на жемчужину, но цены ей не могут сказать. А ведь глядят-то уже давно. Статьи со сканированными копиями рукописей публиковались как у нас в стране, так и за рубежом. В Белорусском центре в Кишинёве в 2019 году была проведена международная конференция, посвящённая жизни и деятельности великого восточнославянского просветителя и первопечатника Георгия Франциска Скорины (1491-1572) на территории средневекового Молдавского княжества, на которой (конференции) автор предоставил возможность историкам и археологам ознакомиться с теми рукописями, которые проливают свет на неизвестные академической истории последние годы жизни Г. Ф. Скорины. И вот, несмотря на уникальность сведений с точки зрения истории, культуры, археологии и религии, научное сообщество не торопится со своей оценкой, осторожничает, по всей видимости, будучи поражённое масштабом тех изменений, которые должны будут произойти в научном мире и в сознании людей, когда будет установлена подлинность текстов. Что ж, как сказал М. А. Булгаков, «рукописи не горят» и «история рассудит нас», поэтому, несмотря на такой приём, автор и далее намерен продолжать работу над статьями, открывая нам другую неизвестную историю Молдавии, в которой, как это ни удивительно и громко будет звучать, отражается вся индоевропейская история. Вот и в данной статье о малоизвестной для жителей западных стран и постсоветского пространства Сорокской крепости соединились судьбы Леонардо да Винчи, Штефана чел Маре, Франциска Скорины, идеи о Божьем граде, Ветрувианском человеке и даже миф о вселенском человеке Пуруше из Ригведы, книге с гимнами древних ариев, созданных по разным оценкам между 1700 и 1100 годами до н. э. «Как же это может быть?» — воскликнут скептики. Что ж, изучите язык, на котором написан текст, проведите его лингвистическую экспертизу и сопоставительный анализ, а пока этого не сделано, жемчужина обладает презумпцией подлинности. Мы знаем, что среди наших читателей найдутся истинные ценители жемчужин, которым даже не нужно заключение экспертов, но всё равно надеемся, что рано или поздно научная общественность подтвердит её подлинность, сделав её достоянием массового сознания. А как это важно в нашу эпоху псевдокультуры!

1. Вероятно, что документ преувеличивает, ведь такое количество солдат вряд могло разместиться в стенах Сорокской крепости, хотя, если часть из них находилась в деревянных пристройках крепости, это было бы возможно.

2. Иванов Ю. В. Титан европейского и славяно-молдавского просвещения — Георгий Франциск Скорина // Общее дело. Кишинев. — 2019, № 11. С. 11

3. Произведённые автором по толковинским летописям новые уточнения дат жизни и смерти Георгия Франциска Скорины позволяют уверенно сместить прежнюю дату его смерти с 22 сентября 1572 года на более позднюю — 22 сентября 1582 года.

4. Об Ирке Печенежской см.: Иванов Ю. В. Титан европейского и славяно-молдавского просвещения — Георгий Франциск Скорина // Общее дело. Кишинев. — 2019, № 11. С. 28.

5. При жизни Леонардо да Винчи был известен, в первую очередь, как инженер-изобретатель и архитектор, коими он часто официально и представлялся.

6. Об ученичестве Георгия Франциска Скорины у Леонардо да Винчи, под именем его ученика Франческо Мельци автор более подробно рассказал в своей публикации: Иванов Ю. В. Титан европейского и славяно-молдавского просвещения — Георгий Франциск Скорина // Общее дело. Кишинев. — 2019, № 11. С. 16–23.

7. Чарота I. А. Не хавацца ад iсцiны: да скарыназнауства без заходнай зададзенасцi // Журн. Белорус. Гос. ун-та. Социология. 2017. №3. — Минск. С. 75–83; Иван Чарота. Не прятаться от истины. «Беларуская думка» №7?№8 за 2019 год. Белорусский общественно-политический и научно-популярный журнал Администрации президента Республики Беларусь. — Минск. С. 104–110, С. 37–43.

8. Ю. В. Иванов. Легенды и быль Косоуцкого монастыря // Общее дело. Кишинев. — 2020, № 12. С. 154–161.

9. Великие Веча (Вэка) — древнейшие толковинские сакральные тексты-гимны, составляющие основу толковинского миропонимания и миропредставления. Всегда передавались в тайной устной традиции в роду великих толковинов. Впервые начали записываться в 60-х годах прошлого века последним великим толковином, жителем села Нагоряны Рышканского района Молдавской ССР, Ивановым Василием Константиновичем (1906–1980). См.: Ю. В. Иванов. Толковинский текст «До Вэылэыкого РАТАТА». Концепция идеологии и мировозрения. Мифологические, временные и пространственные параллели // Общее дело. Кишинев. — 2014, № 6. С. 42–78.

10. Первые Семь Великих Отцов-толковинов и наша Великая Матерь Веча — в толковинской мифологии: первые семь великих мудрецов и богиня Речи, хранители Божественного Слова, которым Бог сотворил весь видимый мир и живых тварей. См.: Юрий Иванов. Некоторые мифологические и религиозные представления русинов Молдавии о родном языке // Международный исторический журнал «Русин». Кишинев. — 2007, № 2(8). С. 124–137.

11. Иванов Ю. В. Титан европейского и славяно-молдавского просвещения — Георгий Франциск Скорина // Общее дело. Кишинев. — 2019, № 11. С. 16–31,

12. Chastel A. Leonardo da Vinci. — Milano: Rizzoli Editore, 1967. — P. 117.

13. Щетников А. И. Лука Пачоли и его трактат «О божественной пропорции» // Математическое образование. — № 1 (41), 2007. — С. 33–44.

14. Ирландский художник Джон Квигли привлёк внимание общественности к тающим льдам Арктики. Архивная копия от 13 июня 2013 на Wayback Machine (Контрабанда, 13 сентября 2011 года).

15. URL: https://kulturologia.ru/blogs/311215/27827/. Последнее обращение 15.12.2021.

16. «до Великой Матери Чёрной Коровы и Великого Телёнка Золотые Рога» — названия, в сокровенной толковинской мифологии, созвездий Большой Медведицы и Кассиопеи. См.: Ю. В. Иванов. Толковинский текст «До Вэылэыкого РАТАТА». Концепция идеологии и мировозрения. Мифологические, временные и пространственные параллели // Общее дело. Кишинев. — 2014, № 6. С. 42–78,

17. Речь идёт о трипольской вазе из молдавского села Петрены Глодянского района Республики Молдовы, на которой, по мнению академика, запечатлено в качестве изображения, первичный образ титана Пуруши из ведического космогонического мифа. См.: Л. Н. Рыжков. О древностях Русского языка. — Москва., 2002. С. 159

18 См.: Идеальный город и Леонардо да Винчи. Роморантен (Ромолонтино). URL: https://everything.kz/article/50784075-idealnyy-gorod-i-leonardo-da-vinchi-romoranten-romolontino Последнее обращение 05.01.2022.