META NAME="TITLE" CONTENT="www.planeta-curata.com"> Наша Родина_1

НАША РОДИНА



МОЩЬ ВЕКОВ.


«Одним из главных образов греческой мысли является образ Антея, который, припав к Земле, получил её силу. Нет возможности существовать без корней, глубоко уходящих в почву. Только иллюзия, что у растений есть эти корни, а у животных нет. Нет, они есть, и ещё более крепкие, чем у растений, потому что чем более отдифференцировано существование, тем связь с землёй требуется более крепкая» Академик Б.Л.Смирнов
Всегда люди тянулись и будут тянуться к чудесному, величественному. Всегда они преклонялись перед проявлением мощи природы, желая также приобщиться к ней. Горы, водопады, большие реки не просто поражают воображение, но и заставляют иначе взглянуть на свою собственную жизнь, оторваться от обыденности. Глядя на них, человек испытывает чувство присущей ему вечности, которая по какой-то пока ещё непонятной причине скрывает себя в преходящей форме — человеческом
В Молдове нет высоких гор, больших водопадов, рек, но, может быть, в ней есть другие проявления мощи природы, о которых мы либо не знаем, либо настолько свыклись с ними, что они не поражают наше воображение, как вид гор не поражает воображение прожившего в них всю жизнь горца. Мало кто знает, что в Молдове также есть «достопримечательности», которые по причине неразвитого туристического сектора не достаточно разрекламированы. Мы и собираемся рассказать об одном из таких мест, но не для того чтобы привлечь туристов, а для того, чтобы живущие здесь люди могли гордиться своей страной, чувствовали свои корни и черпали силу из подобных мест. Достаточно прискорбно, что сегодня считается престижным провести свободное время отпусков и каникул в экзотических странах: люди либо просто едут на море, чтобы есть, спать, плавать и загорать, либо путешествуют, привлеченные разрекламированными общеизвестными чудесами и достопримечательностями мира. Но получается, как в советском мультфильме «Большое ухо»: герой, способный слышать то, что происходит на далёких планетах, не слышит то, что происходит у него под носом и что требует его участия, помощи, а главное — не знает, что в презираемом им лесу есть нечто невиданное, неописуемое. Всем знаком сюжет этого мультфильма. После увиденного чуда - водяной лилии, которая всплывает на поверхность пруда в полночь и раскрывает свой цветок лучам луны, — у героя наступает духовное пробуждение, и он начинает слышать то, что происходит у него под носом и что требует его участия, и, таким образом, становится настоящим помощником уже «просветлённого» волчонка, который просто и спокойно воспринимает местное чудо (что, однако, не означает, что он не восхищается им) и выполняет свой долг.
Вот такое «местное чудо» есть у нас в Молдове. Это вековой, а, может быть, и тысячелетний дуб в селе Кобыльня (Кобыля). В обхвате этот дуб достигает восьми метров, а в вышину - приблизительно восемнадцать метров. Его связывают с именем Штефана чел Маре, а по одной из легенд Штефан чел Маре сам посадил его. Вряд ли это так. Такие заявления делаются лишь для того, чтобы сообщить большую привлекательность этому месту (так, предлагалось также связать имя Штефана чел Маре с источником, который находится неподалёку от этого места, чтобы увеличить число желающих испить водицы с таким брэндом).
Более вероятна другая легенда, согласно которой Штефан чел Маре отдыхал со своим войском в тени этого дуба после выигранной битвы. Великий полководец и политик выбрал дерево, которое было ему под стать. Дуб, судя по всему, уже тогда был вековым, и привлек внимание Штефана чел Маре своей мощью. Скорее всего, этому дубу действительно больше, чем 700 лет, как это написано на табличке около него. В любом случае, этот возраст поражает воображение. При приближении и прикосновении к нему чувствуется исходящая от него мощь. Невольно проникаешься почтением к этому великану, который видел сменяющие друг друга поколения, нравы, общественный строй и который невозмутимо продолжает стоять и сбрасывать каждую осень жёлуди. Говорят, что до 17-18 века таких дубов-великанов было очень много, были целые дубовые рощи-леса, но их вырезали по приказу Петра 1, так как они были прекрасным материалом для кораблей, а тогда Россия усиленно развивала свой флот. [3 ] Такая же судьба постигла ранее крымские дубовые рощи, только на этот раз деревья рубили греки и римляне для своих галер. [2]
Человек давно чувствовал своё единство с деревом*. В ежегодном цикле, который проходит дерево, человек видел аналог своего цикла жизни-смерти, т.е. как дерево, сбрасывая листву, как бы умирает, чтобы по весне возродиться вновь, так и человек видел в своей смерти лишь один из необходимых этапов цепи перевоплощений. Такое воззрение, конечно, являлось источником оптимизма и бесстрашия перед смертью, в отличие от христианского или материалистического мировоззрения, которые либо предполагают уход в бездеятельный рай и как альтернативу — бесконечные страдания ада, либо небытие, наступающее с прекращением биения сердца и разложением тела. [ 1 ]
Другим аспектом дерева является его функция мировой оси, axis mundi, которая зафиксирована во многих религиях. Дерево выступает стабилизирующим элементом, преобразующим изначальный хаос в упорядоченную систему, мир вокруг себя. Отсюда и обычай в праздник Нового года устанавливать и наряжать то или иное дерево. Сам Новый год — это пережиток древнего праздника, когда люди стремились приобщиться к тому восстановлению или образованию мира из хаоса, которое случилось очень давно, но ежегодно повторяется. [ 1 ]
У славян и индоевропейских народов особо почитался дуб. С дубом очень многое связано. Так, дуб — это символ здоровья. Недаром говорят: «крепкий, мощный как дуб». Некоторые лингвисты даже утверждают, что слова «дуб» и «здоровье» изначально были одного корня. [2] Дуб — священное дерево, которые связывает подземный мир, земной мир и небеса.
Считалось, что через дуб осуществлялся переход умершего в иной мир, то есть дуб выполнял функцию своеобразного посредника, проводника. Отсюда выражение: «он уже в дуб смотрит»[3], — или: « он дуба дал». У дуба рассказывались сказки, у дуба сидит старец, у дуба собираются волхвы, под дубом закопан меч-кладенец: нашедший его становится непобедимыми защитником правды. Известно, что в древности люди, переезжая на новое место, брали с собой жёлуди для закладки новой рощи. В этих дубовых рощах нельзя было не то что рубить деревья — ветку нельзя было сломать. Образ дуба широко используется в литературе. А.С. Пушкин, очень тонко подмечавший силу фольклорных преданий, написал всем знакомые строки:
« У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том,
и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом».

Есть мнение, что Лукоморье — это земли побережья Чёрного моря, а также и Молдова, таким образом, весьма возможно, что здешние дубы были известны даже в знаменитой своими вековыми деревьями России. [3]
Дубовые рощи и дуб связаны не только с волхвами, мудрецами, старцами, т.е. духовным сословием, но также и с воинским сословием. Дуб - дерево бога-громовержца: Перуна у славян, Перкунаса у литовцев, Зевса у греков и т.д. Эти боги по своим функциям и особенностям являются покровителями воинов. Может быть, легенда по принципу архетипичности мифа также связывает дуб из Кобыльни с именем Штефана чел Маре и его войском.
Учёные считают, что стены запоминают всё, что произносится в окружённом ими пространстве и хранят эту информацию веками, так что при помощи специальных приборов можно восстановить голоса и слова давно умерших людей. Но если каменные стены способны на такое, насколько больше способны на это живые деревья? Может быть, действительно, они и являются тем связующим звеном последующих поколений с умершими — связью Рода, из которой можно черпать силу? Ведь есть ещё такие люди, которые могут гордиться тем, что их отец, дед, прадед посадили то или иное дерево, рощу, лес, приходить к этим деревьям и в их тени находить успокоение.
Вот, пожалуй, и всё, что мы можем рассказать об этом удивительном дубе. Но одно дело рассказывать и слушать, а другое дело - увидеть его собственными глазами и почувствовать его мощь. То есть мы хотим сказать: приезжайте почтить древность, обрести гордость за этот край и сажайте дубовые рощи. А тем, кто не может приехать, мы предлагаем посмотреть сделанные летом 2008 г. фотографии .

 

Библиография:

  • IliadeM. "Istoria Credintilorsildeilorreligioase", vol. 1, Chisinau:Universitats 1992
  • ШикH.B. «Дубы Байдарской долины» http://www.grafskaya.com/article.php?id=1142
  • Консультации Ю.В. Иванова.